Людей, которые оскверняют места захоронения усопших, разбивают надгробные плиты и памятники, по-другому, как вандалами, не назовёшь. За могилами наших родителей мы с братом ухаживаем постоянно. Я живу в Луганской области, в очередной раз приехала на родину. 18 сентября к нам пришёл участковый инспектор С. А. Тупиков и сообщил о том, что памятники наших родителей Александра Григорьевича и Веры Алексеевны Мищенко разбиты.
Не передать словами то состояние души, которое мы испытали при виде того, что было сделано с памятниками. Из земли вырваны вместе с арматурой надгробные плиты, памятники расколоты. Это ж какой недюжинной силой надо обладать, чтобы такое сделать.
Мне было больно смотреть на это зрелище. За что можно так надругаться над прахом людей? Мои мама и папа никому ничего плохого не сделали. Они всю жизнь работали на сахарном заводе. Папа — участник войны, ему памятник был установлен за счёт общества "Мемориал", маме мы с братом заказывали памятник. Вместе с установкой он нам обошёлся в 30 тысяч рублей.
Мы осиротели после их смерти. Мама — строгая, мудрая, справедливая женщина, она была моим сердцем. А папа был моей душой. Добрый, щедрый. Своим трудом, своими руками они создавали своё семейное счастье, в большой любви и заботах воспитывали нас с Колей. Именно доброта и щедрость помогли папе выжить в войне, пережить все трудности в концлагере, а потом в ГУЛАГе. Никогда мы не слышали бранных слов от родителей. Жили не богато. Помню, мы ещё подростками были, маму с моим маленьким братом положили в больницу. Мне захотелось кушать, а дома ничего не было. Папа достал баночку с вишнёвым вареньем. Вот папа и накормил меня вареньем с хлебом. Никогда не забыть вкуса и аромата того варенья.
Сорок лет живу в г. Лутугино Луганской области в Украине. Часто приезжала в родительский дом, всегда привозила вкусные гостницы. Мама с папой поругивали меня за то, что я трачусь на них, мол, всё у нас есть. Я не обращала внимания на их ворчание…
Мы с братом наняли людей, памятники родителям отремонтировали. Лучше бы новые установить, но пока такой возможности нет. Брат получает минимальную пенсию, а моя, украинская, ещё меньше. Думаю, родители бы поняли нас.
Очень хочется, чтобы вандалы были наказаны, они осквернили могилы не только наших родителей.
Н. Певзнер. Ст. Гиагинская.
От редакции. Мы проехали с Натальей Александровной Певзнер на кладбище. Да, зрелище не из приятных. На одной из могил вырван деревянный крест и заброшен на другой ряд. Над могилами мужа и жены Гобелко тоже поиздевались, расшатали памятники так, что они в любой момент могут обрушиться. Ещё на одной могиле арматура, соединяющая надгробную плиту с памятником, скручена чуть ли не в бублик…
Случай этот не единственный. И на соседнем мусульманском кладбище порушено несколько памятников…
Под вандализмом в современном законодательстве понимается осквернение зданий и различных сооружений, порча имущества в общественном транспорте и иных общественных местах. За вандализм предусмотрена ответственность по статье 214 УК РФ.
Однако, если объектом вандализма становятся тела умерших или места их захоронения, то преступные действия квалифицируются уже по статье 244 Уголовного кодекса РФ.
Опасность данного деяния кроется в оскорблении общественной нравственности, чувств живых к умершему, памяти об усопшем, а также религиозных или народных обычаев и ритуалов захоронения.
Ответственность за вандализм на кладбище наступает с 16 лет. Согласно статистике за последние 20 лет, субъектами часто становятся подростки, которые совершают акты вандализма на кладбищах с целью самоутверждения и повышения своего социального статуса в группе сверстников. Нередко на момент совершения преступления они находятся в состоянии опьянения по причине употребления алкоголя или наркотических средств для "храбрости". |