Все люди, наверное, хоть иногда вспоминают своих учителей — людей, столь значимых для любого из нас в школьные годы. А я не вспоминаю их — я помню о них всегда. Мои учителя всегда со мной. В моём сердце. Они мои спутники в жизни и в профессии. Ведь я тоже учитель.
Своими учителями я называю не только тех, кто учил меня в школе. Учителями для меня стали люди, на которых я всегда равнялась — в чём-то или во всём.
Мой самый главный учитель —мама, Людмила Петровна Найдёнова. Почти тридцать лет отдала она школе. До сих пор её ученики, встречая меня, спрашивают: "Как там Людмила Петровна?" Помнят. С теплотой вспоминают. У мамы я научилась быть строгой, требовательной и вместе с тем заботливой по отношению к своим ученикам. Научилась видеть в ребёнке прежде всего человека и только потом — ученика. Научилась выглядеть всегда "с иголочки". Надеюсь, что, может быть, когда-нибудь мои ученики скажут и обо мне, как о моей маме: "Мы до сих пор помним её голос. Помним, как она читала нам стихи, отрывки из литературных произведений. Уроки её помним. Мы ее помним…".
Моя мама — образец мужественного учителя. Ведь наша профессия требует большого терпения и отменного здоровья. Не всякий человек может в течение многих лет выдерживать наши профессиональные нагрузки. Моя мама никогда не говорила о том, как ей трудно. Как все, она тянула учительскую "лямку", не ожидая снисхождения. Не желая его. Поэтому первый человек, на которого я равняюсь в жизни и в профессии — это моя мама.
Как ученице в школе мне очень повезло. Все десять лет, пока я училась, моим классным руководителем была Маргарита Степановна Токарева. По воле обстоятельств ей пришлось взять нас, первоклассников, и совмещать работу в старшей школе с работой в начальных классах.
Когда я начала работать в школе, поняла, как это непросто, какая нагрузка ложится на педагога. А Маргарита Степановна могла. Потому что учитель.
Всегда всё у неё было чётко: и объяснение материала, и организация нашей школьной жизни, и подготовка нас к экзаменам. Всегда понятно. Всегда просто. Всегда — высший пилотаж. До сих пор помню её дипломат, набитый тетрадями, методическими пособиями. Мы, встречая её утром, старались завладеть этим дипломатом, чтобы донести его до школы. А она сердилась на нас, запрещала…
Её уроки всегда были содержательными. Про всё трудное Маргарита Степановна рассказывала очень понятно. Сетовала, что мало часов на литературу даётся. Как я её сейчас понимаю! Стараюсь, как и она: рассказывать просто о сложном…
Не забудутся никогда уроки Валентины Игнатьевны Болобон. Уж такие, бывало, непростые темы на уроках биологии встречались. Но она объясняла всё очень доходчиво, вместе с тем, не отходя от научности объяснения, не упрощая. Просто — по-другому. Наверное, поэтому "трудные" задачи по генетике были лёгкими, эксперименты и лабораторные работы — всегда интересными. И подход был к каждому ученику особенным. Терпение. Терпение. Терпение. Потому что Мастер своего дела!
А вот с Кимом Кадыровичем Бажоковым я часто спорила. Думаю, ему это не нравилось. Но у него хватало мудрости терпеть мою юношескую непримиримость, мой максимализм. И за это я ему очень благодарна. Вот и сама сейчас: глотаю иногда "пилюли", которые мне преподносят мои ученики, сами того не понимая, что не правы. Прощаю… Перед глазами — образы моих терпеливых учителей.
Евгений Николаевич Паршин всегда был строгим. Очень строгим! Но таким добрым! Мы это знали и пользовались этим. А он, всё прекрасно понимая, продолжал быть очень строгим! Строгой и справедливой запомнили мы Нину Фёдоровну Чернышову. Она была всегда выдержанной. Ироничной и прямолинейной. О Всеволоде Григорьевиче Добродомове я всегда вспоминаю как об очень человечном, понимающем, добром учителе.
Алла Ивановна Паршина — это особый человек в моей жизни. Она была моим учителем. Потом мы стали коллегами. После университета она, директор школы, взяла меня на работу. И в той школе, где я училась, и в той, где теперь работаю, Алла Ивановна всегда меня поддерживала, мне было легко и спокойно, как будто мама рядом.
Я так же воспринимала Раису Иосифовну Верёвкину — как будто мама рядом. Строгая как администратор. Спрашивала и требовала. Но так могла подход к детям найти! Так могла с коллегами по душам поговорить! Правду — в глаза, пожалеть — от всего сердца! Мужественно переносила трудности, как и моя мама. Наверное, ещё и поэтому я ощущала такое родство с ней.
Были в моей жизни педагоги, которые учили других детей, не меня. Но они тоже стали для меня профессиональным ориентиром. Это Александра Павловна Новосадова и Валентина Константиновна Балахонова. Преданность делу, школе, детям. Служение людям. Это не высокие слова. Это тот профессиональный стержень, который был в этих учителях. Это то, что, на мой взгляд, должно служить ориентиром для молодых педагогов, для педагогов вообще.
Теперь уже моя очередь быть строгой, справедливой, мудрой… Быть профессионалом. Быть Учителем. Вот уже двадцать второй год я и стараюсь быть именно такой. Главное, о чём надо помнить: нельзя обманывать детей. Они сразу улавливают фальшь! Всегда. Дети не прощают неискренности. Нельзя идти на поводу детской лести. Столько всяких "нельзя"!.. Можно только любить их. Любить всех! Отдавать себя им! Вот тогда я буду похожа на моих учителей.
Н. Найдёнова.
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 4. |