Моя мама Елизавета Ананьевна Боровик родилась в1921 году в селе Демьяновка Кустанайской области. Ее мать умерла при родах, оставив четверых мальцов и новорожденную девочку. Отцу пришлось привести в дом другую женщину, которая и стала доброй строгой матерью, вырастившей всех детей. До войны семья Анания Сидоровича Боровика жила в маленьком домике, находившемся при доме отдыха, который он сам построил и передал в собственность этому же дому отдыха. Всю мебель отец делал своими руками — и для семьи, и для дома отдыха, он был прекрасный краснодеревщик. Жила семья дружно, родители работали тут же в доме отдыха, дети учились в школе и управлялись по дому, а Лизе нравилось помогать выращивать овощи в теплицах. Путь до школы был не близок, и пролегал через лес. Но прежде, чем идти в школу, надо было принести молоко из соседней деревеньки, за ним ходили по очереди. При школе была художественная студия, она почему-то называлась "шестеренкой", в которой и участвовала маленькая Лиза Боровик со своими братьями и сестрами, выступали они и в доме отдыха перед отдыхающими.
Беда надвинулась внезапно, заболел и умер отец. Незадолго до смерти, он, читая рабочим газету, сказал, что скоро будет война, долгая и кровопролитная, но победим мы обязательно, потому что по-другому быть не может. Братья Боровики ушли на фронт, они в школе занимались в парашютном кружке. Лиза училась на курсах медсестер, и потом в госпитале не только приходилось выхаживать, перевязывать и делать уколы раненым, но и быть операционной сестрой. Как оказалось, у нее была "легкая рука", и она была везде нужна. Войну закончила сержантом медицинской службы.
Когда окончилась война, была страшная голодовка, и Лиза, вначале учившаяся на юриста, вынуждена была поступить в ветеринарный институт. Часто с благодарностью вспоминала свою преподавательницу, которая сказала: "Лиза, не выживешь, родителей нет, помочь некому, ты просто умрешь с голоду — иди в ветеринарный, там хоть как-то кормят студентов". Чего только не было пережито за то голодное и холодное время, но я никогда не слышала плохого в воспоминаниях моей мамы. Студенты еще умудрялись ходить в театр, хотя денег-то не было. По одному билету проходило несколько человек, и, правда, говорят "голь на выдумки мудра". Зимой с подружкой они ездили на поля и пытались копать оставшуюся с осени картошку. Закончила с отличием институт, потом практика в Башкирии и направили Елизавету Ананьевну в нашу станицу, которая стала ей родной. Сначала работала эпизотологом в райотделе сельского хозяйства, потом ветлечебница, откормбаза, колхоз. Ее ум, сноровка, знания, настойчивость в достижении цели давали хорошие результаты. Работая на откормбазе, она вместе со скотниками гоняла скот на Лагонаки, сама верхом на лошади по крутым склонам. Однажды встретился медведь, который не тронув, ушел в сторону. И получили в тот год такие привесы скота, которые превышали все нормы. Юрий Хаджиметович Тхайцухов, с которым она работала не только на откормбазе, но и в колхозе "Россия" уважал ее за то, что в работе она не различала ни дня, ни ночи, таким он был сам — весь и всегда был в работе, работа для них важнее всего... Пришлось ей побороться и с бруцеллезом. Страшная болезнь косила не только животных, но и многие из животноводов пострадали и ушли прежде времени из жизни. Много пришлось лечиться и ей, но болезнь так и осталась в ее теле. Казалось бы выход на пенсию дает человеку отдых, но и на пенсии ей предлагали поработать, замещая специалистов, то в управлении сельского хозяйства, то в колхозе "Россия". А сколько она организовывала "огоньков" для ветеранов и пенсионеров. Плясала, пела песни, разучивая их с П. Х. Афанасовым. Много еще было радостных и веселых дней в ее жизни. В то же время помогала всем, кто просил о помощи. И сегодня люди вспоминают об этом, говоря, что она лечила не только корову или курицу, но и людей, порой спасая от неизлечимых, казалось бы, болезней. И в тоже время всегда была с семьей, с детьми и внуками, помогая всем, делая все, что было в ее силах.
Вечная память таким людям, как моя мать, Юрий Хаджиметович Тхайцухов, Полина Петровна Тынченко и многим-многим другим, без которых не победили бы в войну, не одолели бы разруху, голод.
Т. Акимова. |