Воскресенье, 16.06.2019
Дорогие земляки! Всегда рады видеть вас на нашем сайте! Давайте вместе делать нашу газету лучше. Пишите, делитесь впечатлениями, сообщайте интересные новости. Оставайтесь с нами!
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Новости загрузка новостей...
Главная » 2014 » Август » 27 » В Совете народных депутатов МО "Гиагинский район". Круглый стол: "Совершенствование местного самоуправления". * 27.08.2014 г. № 66 (10095)
В Совете народных депутатов МО "Гиагинский район". Круглый стол: "Совершенствование местного самоуправления". * 27.08.2014 г. № 66 (10095)
08:26

Местное самоуправление — новый для России социальный институт. Фактически он начал формироваться с "чистого листа" после принятия Конституции РФ в 1993 году. То, что институт местного самоуправления начал формироваться в России "сверху" путем установления формальных законодательных норм, является одной из главных причин трудностей его становления и серьезных кризисных явлений современной муниципальной реформы. Институт местного самоуправления, начиная с начала 90-х годов прошлого века, складывался сложно и противоречиво. Первый базовый закон о местном самоуправлении 1995 года (№154-ФЗ), равно как и нормы Конституции РФ, касающиеся организации местного самоуправления в стране, оказались фактически не выполненными. К самым главным проблемам становления института местного самоуправления (к сожалению, эти проблемы остаются и усугубляются в настоящее время) можно отнести:
а) отсутствие финансовой обеспеченности решения вопросов местного значения у большинства муниципальных образований,
б) распространенность так называемых "рефинансируемых государственных мандатов", т.е. принятие решений (законов) органами государственной (федеральной и региональной) власти, реализация которых вместе с выделением необходимых ресурсов фактически возлагалась на органы местного самоуправления.
 В действующий федеральный закон № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятый в 2003 году, законодатели до сих пор вносят изменения. Темой обсуждения участников круглого стола как раз и стали вопросы об изменениях, внесённых в ФЗ-131. А фактически Госдума РФ в мае текущего года приняла федеральный закон N 136-ФЗ (ред. от 23.06.2014 г.) "О внесении изменений в статью 26.3 федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Этот федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования. При этом предусматривается шестимесячный  срок для принятия регионами соответствующих законов о порядке формирования МСУ.
Открыла круглый стол депутат Совета народных депутатов МО "Гиагинский район" председатель комиссии по социальным вопросам И. А. Викленко. Участникам круглого стола предстояло обсудить пять вопросов. Об изменениях, внесённых в федеральный закон № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; о муниципальной реформе, как процессе развития местного самоуправления; о выборах в представительные органы власти в свете совершенствования структуры местного самоуправления; о развитии финансово-экономической основы местного самоуправления и расходах местных бюджетов, средствах оптимизации расходов местных бюджетов в свете внесённых изменений в 131 ФЗ; о стратегическом развитии МО "Гиагинский район" и МО "Гиагинское сельское поселение" в свете совершенствования организации местного самоуправления.
По первому вопросу "Об изменениях, внесённых в 131 федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" выступил помощник прокурора Гиагинского района С. В. Гук. Он, в частности, пояснил, что некоторые статьи ФЗ № 136 вступят в силу с 1 января 2015 года. Поэтому субъектам РФ, то есть их законодательным (представительным) органам власти сейчас предлагается обсудить проблемы, связанные с изменениями в законе о местном самоуправлении. В этом обсуждении могут принять участие  жители муниципальных образований, депутаты представительных органов муниципальных районов, городов, сельских поселений. Они могут сформулировать свои предложения. Речь идёт, прежде всего, о том, что законом  необходимо четко разграничить полномочия между всеми уровнями публичной власти, чтобы у каждого уровня раз и навсегда появились свои функции и своя зона ответственности.
Вчера и завтра местного самоуправления
Глава МО "Гиагинский район" В. И. Пуклич высказал свою позицию о дальнейшем развитии местного самоуправления, финансово-экономической основы и расходах местных бюджетов. Он выразил своё мнение относительно того, что вопрос перераспределения полномочий является достаточно сложным и болезненным. При его принятии нужно думать не о том, что "останется местному самоуправлению поселений" или "кто и как будет исполнять полномочия", а о том, как это повлияет на уровень жизни людей. Как известно,  39 вопросов местного значения, предусмотренных для сельских поселений, последние по новому закону будут исполнять только 13. Остальными вопросами должны заниматься муниципальные районы. Законами представительных органов власти субъектов РФ, в нашем случае Госсоветом-Хасэ РА, за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы местного значения. По мнению Виктора Ильича  Пуклича ещё 11 полномочий вполне могут исполняться на уровне местного самоуправления. Собственно, он аргументировано изложил, почему он так считает.
— Взять хотя бы организацию в границах поселения газо-электро-тепло— и водоснабжения, — отмечает глава района. — Работа эта налажена, администрации сельских поселений справляются с этой функцией. Появляются  проблемы, чаще это связано с изношенностью водопроводной сети, к примеру. Но предприятия ЖКХ, созданные в поселениях нашего района, работают, и, я считаю, работают неплохо. Справляются администрации сельских поселений и с такими задачами, как сбор и вывоз мусора и ТБО, с организацией ритуальных услуг и содержания мест захоронения. В поселениях созданы условия для развития народного художественного творчества, массового отдыха жителей. Поэтому с этими полномочиями и некоторыми другими (В. И. Пуклич их обозначил. Прим. авт.) местная власть, самая приближённая к населению, в рамках своих полномочий, справляется.  Хотя есть сложности и трудности с формированием местного бюджета. С этим не согласиться нельзя.
Заместитель главы администрации МО "Келермесское сельское поселение" В. А. Гуменюк не один год занимался вопросами развития местного самоуправления. Он тоже высказал своё мнение по обсуждаемой проблеме:
— Муниципальное сообщество уже несколько лет обсуждает тему о развитии местного самоуправления в России. Особенно острое звучание эта тема приобрела после 2006 года, когда все полномочия, то есть вопросы местного значения были делегированы сельским поселениям. Но даже при принятии 131 закона в 2003, я помню, как широко обсуждался этот закон, Президент РФ В. В. Путин на одном из совещаний говорил, что если мы создаём местное самоуправление и передаём полномочия в полной мере, то мы должны предусмотреть обеспечение этих полномочий финансовыми и другими ресурсами.
Да, я согласен с Виктором Ильичом в том, что поселения работали и работают по предметам ведения, исполняя 39 полномочий, неплохо. При этом в администрации Келермесского сельского поселения, к примеру, работает шесть муниципальных служащих. При нехватке финансовых средств в местном бюджете нам не разрешают менять штатное расписание. Один человек не может быть специалистом в нескольких сферах деятельности, как это есть сейчас. Но ведь ст. 14 закона № 136 прописывает, что к вопросам местного значения поселения будет относиться и содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. Как один человек может заниматься "местными дорогами", проблемами жилищно-коммунального сектора и сельским хозяйством? Нет таких специалистов в администрациях сельских поселений.
Что такое местное самоуправление? Владимир Владимирович Путин дал ему наиболее ёмкое определение — это один из главных уровней власти, этот уровень управления не называется государственным в юридическом смысле слова, но по своему существу, конечно, самый важный государственный уровень. Именно эта власть непосредственно работает с людьми в ежедневном, ежечасном режиме…
Для того, чтобы выработать предложения о совершенствовании местного самоуправления, как нам рекомендуют, нужно руководствоваться Европейской хартией местного самоуправления (закон о ратификации Европейской хартии местного самоуправления принят Госдумой РФ 20 марта 1998 года (Прим. авт.), которая недвусмысленно подчёркивает, что создание необходимых управленческих, финансовых и имущественных рычагов местного самоуправления есть первостепенная забота любого государства.  Именно реальное наделение органов местного самоуправления этими функциями позволит активизировать гражданское общество и даст выборным лицам возможность  управлять.
Что происходит у нас сейчас? Местную власть критикуют все, кому не лень. А депутаты вышестоящих органов представительной власти "знают", на что лучше направить финансовые средства в поселениях…
Госдума внесла изменения не только в 131 закон, но и в другие законы, касающиеся развития местного самоуправления. И каждый из них предусматривает ответственность за неисполнение тех или иных требований. В том числе и штрафы. Без выяснения, есть ли в бюджете средства на выполнение этих мероприятий или нет.
Для того, чтобы местное самоуправление реально занималось развитием экономики и социальной сферы, доходные источники должны быть сопоставимы с теми задачами, решение которых государство возлагает на местное самоуправление. И если региональные законодатели хотят увеличить число полномочий поселениям, то они должны предусмотреть и реальные источники их финансирования, передать право распоряжения сельхозземлями, поднять престиж сотрудников муниципальных служащих, в том числе путём повышения заработной платы. Что позволит привлечь к работе в муниципалитетах сельских поселений специалистов-профессионалов.
Нечёткое разграничение полномочий разных уровней власти и органов управления — федеральных, региональных, поселенческих приводит к тому, что надзорные органы, которых немалое количество, требуют исполнения закона именно с поселенческих властей. Только чёткое разграничение прав и обязанностей органов управления на местах даст возможность определить меру ответственности всех уровней власти и органов управления. Особенно это касается полномочий, реализуемых не на одном, а на нескольких уровнях власти.
Участники круглого стола активно обсуждали вопрос о передаче полномочий с одного уровня на другой и возможности их реального исполнения. Дело в том, что в результате бесконечных поправок 131 закона произошло нивелирование основного принципа идеологов о четкости разграничения полномочий. Возникло дублирование вопросов местного значения и установление совместного ведения муниципальных районов и поселений без закрепления базового принципа субсидиарности в качестве инструмента разграничения полномочий. Исполнительный директор АНО "Практический центр поддержки местного самоуправления" В. И. Черненко в своём выступлении особое внимание уделил перечню пересекающихся (двойственных) вопросов местного значения поселений и муниципальных районов. А в результате население не получает муниципальную услугу. Поэтому необходимо  убрать это противоречие. На сегодняшний день закон разрешает заключить соглашение между уровнями власти и передать полномочия с одного уровня на другой. Это касается статьи 15 пунктов 8, 19, 25, 26, 27 ФЗ № 131.   
По вопросам электро-газо— и водоснабжения, что 131, что 135 законы дают право заключать соглашения и передавать полномочия. При этом не нужно увеличивать штаты, бюджеты. Некоторые муниципалитеты ликвидируют управления на районном уровне, но создают отделы на уровне поселений. Закон даёт на это право.
Виктор Иванович остановился на некоторых практических примерах применения данной нормы закона в разных сельских поселениях Республики Адыгея.
Избирать или назначать?
Председатель избирательной комиссии в Гиагинском районе Г. В. Самойлова в своём выступлении отметила, что схемы избирательных округов и избирательные комиссии в них, которые были определены предыдущим составом Совета народных депутатов МО "Гиагинский район", работают хорошо. Изменения в избирательном законодательстве тоже произошли, возвращается в бюллетени для голосования строка "против всех". Предусмотрено досрочное голосование на местном уровне, если избиратель в день выборов находится за пределами района — будь то командировка, отпуск и т. д. По новому закону человек, раннее осужденный, по прошествии 10 лет после снятия или погашения судимости за тяжкие преступления, вновь обретает на выборах пассивное избирательное  право, за особо тяжкие преступления — по истечении 15 лет.
Галина Владимировна подчеркнула также, что по 136 закону представительному органу субъекта Российской Федерации даётся возможность изменять порядок формирования или избрания представительного органа муниципального района. Если представительный орган будет состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района и из депутатов представительных органов указанных поселений, то выборы в районный Совет народных депутатов проходить не будут.
— При принятии закона в таком виде, я бы рекомендовала и просила, чтобы  норма представительства была равная и независимая от численности поселения. Потому что численность избирателей в Гиагинском сельском поселении значительно больше, чем в других поселениях. И тогда мы не сможем выполнить норму закона, то есть обеспечить представительство от всех поселений в районном Совете народных депутатов.
Каким будет фонд поддержки?
Начальник управления финансов администрации МО "Гиагинский район" В. В. Редька пояснила, как  происходит финансовое обеспечение деятельности местного самоуправления, какие намечаются изменения в сфере образования финансово-экономической основы местного самоуправления в свете внесённых изменений в ФЗ № 131. Наибольшие изменения будут касаться ст. 16 Бюджетного кодекса РФ. Фонд финансовой поддержки для сельских поселений будет формироваться в республиканском бюджете и бюджете муниципального района. Эта поддержка будет зависеть от уровня индексации бюджетных расходов в целом по республике. И каждое поселение будет иметь право на эту дотацию. Но такой порядок будет разработан после принятия регионального закона. Выигрывать, видимо, будут те поселения, которые возьмут на себя больше расходных обязательств. Поэтому в интересах сельских поселений  принимать на себя дополнительные полномочия, кроме тех, которые определены 136 законом.
Депутаты Совета народных депутатов МО "Гиагинский район" А. П. Бондаренко, И. А. Викленко, председатель Совета народных депутатов "Гиагинское сельское поселение" С. В. Чернов постарались найти компромиссное решение по вопросу стратегического развития МО "Гиагинский район" и МО "Гиагинское сельское поселение" в свете совершенствования организации местного самоуправления.
В работе круглого стола принимали участие депутат Госсовета-Хасэ РА Б. В. Василенко, депутаты райсовета Е. В. Воробьёва, В. Д. Спивак, управляющая делами Совета народных депутатов МО "Гиагинский район" С. И. Тхайцухова. В обсуждении вопросов о совершенствовании местного самоуправления приняли участие жители станицы Гиагинской, которые тоже высказали свои мнения.
Рекомендации круглого стола выработает рабочая группа. Ей же поручено проанализировать необходимость изменения структуры в муниципальных образованиях.
Подводя итоги работы, И. А. Викленко отметила, что встречаясь с жителями района, беседуя с ними на предложенную тему, она сделала вывод, что люди больше склонны к выборам и главы, и депутатов муниципального района. Поэтому участники круглого стола рекомендуют Госсовету-Хасэ РА при внесении изменений в закон РА о местном самоуправлении учесть предложения участников круглого стола.
Г. Шовгенова.

Просмотров: 354 | Добавил: Sat | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 266
Советская Адыгея
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Новости загрузка новостей...
    Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный хостинг uCoz