Сегодня овладение определенным объемом навыков перестает быть самоцелью и превращается в процесс воспитания, развития и образования личности. Учителю приходится задумываться над новыми методами обучения, использовать новые технологии преподавания, которые развивают мотивацию школьников к учебно-познавательной деятельности, повышают их интеллектуальный уровень, раскрывают творческие способности. Поэтому сегодня актуален вопрос: "Какие технологии все же выбрать?"
Формирование надпредметных навыков, или как сейчас принято говорить компетенция, способствует проектная деятельность, которая стала предметом педагогического исследования и полем инновационной образовательной практики. Учитель биологии СОШ № 4 Марзет Довлетбиевна Ашхамахова несколько лет преподаёт школьный предмет по методу проектов. Есть такая базовая образовательная программа.
— Проектная деятельность — это всегда творческая деятельность, — говорит она. — Это важнейший фактор развития образования и практика его организации многообразна. А главное, исследования по той или иной теме проекта длятся не днями, а месяцами.
Одним примером такой исследовательской работы стала тема "Особенности экологии бродячих собак в ст. Гиагинской". С этим проектом учащиеся Юлия Мангарова и Виталий Черков вместе со своим научным руководителем М. Д. Ашхамаховой далеко шагнули — заняли первое место в республиканской научно-практической конференции среди школьников. Наша газета писала об этом ("КЗ" за 24 апреля 2013 г.). Это дало им право выступить со своей работой на конференции в Краснодаре, где они получили сертификат участников.
— Был ещё один довольно-таки глобальный и актуальный проект "Горькая правда о "сладком" пиве", — рассказывает Марзет Довлетбиевна.— Мы исследовали пиво, которое продаётся в наших магазинах. Не методом проб, не подумайте плохого о детях и обо мне, как учителе. Для этого проводились опыты в лаборатории, изучались по документам и этикеткам с бутылок, сколько и каких веществ содержится в этом алкогольном напитке.
Было выявлено, постоянное употребление пива в юношеском возрасте приводит к бесплодию. В напитке, который изготавливается пищевой промышленностью, находятся такие вещества, которые очень вредны организму. Ни я, ни ученики, нисколько не умаляем достоинств производителей, их продукция сертифицирована. Но ведь каждый человек знает, что алкоголь наносит только вред ему самому…
— Вы эту работу тоже представляли на каком-то форуме?
— Автором работы была Юлия Лебедева, в районе она заняла первое место.
Специфика метода проектов заключается, прежде всего, в непосредственном взаимодействие ученика с окружающим миром, в совместной деятельности учителя и ученика с опорой на собственный опыт, полученный самим учеником. Об этом методе образно говорят так, что учитель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира. И Марзет Давлетбиевна разработала такую систему проектной деятельности, которую можно назвать долгосрочной.
—Вот сейчас есть проект по теме "Позвоночные", по нему я работаю с семиклассниками с начала учебного года. В мае мы сделаем выводы по тем исследованиям, которые получили за год. Раздел "Позвоночные" — обширный, это рыбы, земноводные, птицы и млекопитающие. На каждый вид позвоночных ученики завели папки и постоянно пополняют их материалами, полученными в ходе поисков по источникам по теме. Это не рефераты, которые можно "скачать" из Интернета.
Класс разбит на группы — "социологи", "медики", "менеджеры", "экологи", "инженеры". У каждой группы свои цели. И каждый ученик в своей группе добывает информацию по заданной теме по крупицам. Они делятся информацией друг с другом, обсуждают её, спорят и доказывают истину. И только потом она переносится на бумажный носитель.
— Не совсем понятно, чем могут на уроке заниматься "социологи"?
— Всё очень просто. Они представляют информацию о том, что знают дети, например, о земноводных и их разнообразии, об исчезающих или уже исчезнувших видах. "Экологи" докладывают о том, какое влияние на развитие тех же земноводных оказывает окружающая среда. Не трудно догадаться о назначении "медиков" на таких уроках. А "инженеры" докладывают о тех особенностях того или иного животного, которые человек применяет в такой науке, как бионика. Роль "менеджеров" сводится к тому, что они должны узнать, как животный или растительный мир используется в пищевой или лёгкой промышленности, медицине. Почти все уроки проводятся в форме презентации по какой-то теме, то есть публично. Надо сказать, что все мои ученики привыкли к открытым урокам, смело отвечают на все вопросы из зала. При этом вырабатывается и ораторское мастерство, согласитесь. Ведь часто бывает, что при посторонних даже самый преуспевающий ученик может так разволноваться, что забывает, о чём ему надо говорить. Вот проектная деятельность учителя и направлена на то, чтобы ученик, выступая перед аудиторией, вёл себя уверенно и смело. Если он, конечно, к занятию готовится. А не подготовиться к уроку в данном случае просто невозможно. Один не ответивший ученик приносит минус своей группе. Работа всей группы идёт насмарку.
В основе метода проектов, и я в этом убедилась, лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. У ученика развивается критическое мышление. Он может делать выводы и аргументировано их обосновывать. Это, знаете, как в одной притче сказано: лучшая помощь — дать человеку удочку и научить ловить рыбу, чем ежедневно кормить его. В нашем случае: надо научить детей учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал.
— Но ведь есть ученики, которые могут и не проявлять интереса к предмету…
— А исследовательской деятельностью они занимаются, и она приносит им определенную пользу.
Необходимо учитывать и то обстоятельство, что исследовательская работа, выполняемая в течение части учебного года, не должна отнимать много времени. Ведь не надо забывать и о том, что существует учебная программа, домашние задания по другим предметам, что многие ученики помимо школьной жизни имеют и другие интересные для них занятия.
Работа по методу проекта нацеливает на то, что на ученика ложатся задачи по наблюдению, описанию и обобщению результатов работы, требующие от него ответственного отношения и определенных затрат времени. То есть, если ученик самоорганизован, у него времени на всё хватит. По методу проекта работаю в нашей школе не я одна. К нему дети привыкают ещё в начальных классах.
— Какова же, всё-таки, роль учителя в проектной деятельности?
— Неверно было бы думать о том, что учитель берет на себя всю ответственность за качество исполнения работы своих подопечных и постоянно выступает в роли наставника и опекуна. Это не так и этого нельзя допускать. Учитель по отношению к ученику выполняет роль консультанта, научного руководителя. Школьник, работающий над проектом, должен понимать, что основная доля ответственности за качество работы, сроки ее выполнения, лежит на нем. Ученик должен думать также и о том, насколько достоверными научными фактами и информацией он располагает, что подойдет для работы, а от чего следует отказаться.
От автора. Вывод напросился сам: получение любого результата образования требует адекватных педагогических технологий. Такой базовой образовательной технологией является метод проектов. По своей сути проектирование — самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. Этот вид деятельности существует в культуре как принципиальный способ планирования и осуществления изменений реальности. Что потребуется выпускникам школы в их будущей жизни при выборе любой профессии.
Г. Шовгенова. |