Подготавливая ребёнка к школе, родителям необходимо заранее обратить внимание на развитие его речи, состояние звукопроизношения, состояние фонематических процессов. Ребёнок к шести годам должен выговаривать все звуки.
Это подразумевает умение ребёнка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
Состояние грамматического строя. Следует обратить внимание на словообразование (дождь — дождик), словоизменение (стул — стулья), согласование (жёлтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
Состояние слоговой структуры слова. Шестилетний ребёнок должен уметь безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод...
Состояние словарного запаса. Родителям необходимо обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качество предметов, родственные связи. Нужно активно использовать антонимы (грустный — весёлый, молодой — старый, высоко — низко, бежать — стоять, разговаривать — молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова — действия, слова — признаки.
Состояние связной речи. Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.
При подготовке ребёнка к школе надо обратить внимание и на:
— Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).
— Состояние пространственных функций (умение определять "право-лево" в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.
— Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
— Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).
— Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).
— Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).
— Развитие мышления (обобщение "назови одним словом", классификация "распредели на группы. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.), выделение лишнего с объяснением).
— Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).
Испытывайте уважение к ребёнку, как к личности. Сохраняйте доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.
Развивайте и поддерживайте его интерес к обучению. Во время выполнения домашнего задания проводите физкультминутки, обязательно следите за осанкой ребёнка.
Поощряйте успехи словами: "Ты сможешь, ты способен", не акцентируйте внимание на неудачах при обучении. Не требуйте любой ценой только высоких результатов. Объясняйте, как важно получать новые знания и развивать свои способности.
Не наказывайте ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещайте гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе). Строго придерживайтесь режима дня. Чаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой — залог успеха.
С. Дмитрачкова.
Учитель-логопед СОШ № 3. |