Введение нового предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в нашей школе началось в 2014 году в рамках внеурочной деятельности ФГНОС ООО. Эта работа стала для меня интересным опытом, которым я хочу поделиться. Речь пойдет о межпредметных связях и региональных особенностях в изучении нового курса.
Необходимо сказать, что в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, патриот. Новый предмет напрямую ориентирован на развитие общечеловеческих ценностей: мира, человеческой жизни, любви к Родине и народу, искусства слова, природы, семьи, добра, познания мира, красоты, труда и творчества, свободы выбора.
Воспитание гуманности, толерантности — длительный процесс, и чем раньше в школе он начинается, тем успешнее будет результат. Этот процесс невозможен без образования школьника в области религий и культуры многонациональной России, без понимания того, что все они призваны воспитывать в человеке добро, толерантность, стремление к миру и созиданию.
На уроках с пятиклассниками мы используем литературоведческие понятия, термины, помогающие постигать замысел автора, понимать поступки героев, представлять время, в котором они жили, стараемся сформулировать собственное представления о духовности, нравственности, морали, милосердии, чести, достоинстве, свободе выбора. У каждого ученика свои чувства, переживания, истина. Ребята по мере знакомства с тем или иным понятием записывают его в словарик, расширяя свой активный словарный запас.
Понимать, что такое добро и зло, безнравственный поступок, свобода выбора, помогают изученные темы (программа создана так, что пятиклассник изучая Древний мир, параллельно изучает основы мировых религий). Тексты библейских легенд, как и притчи, используемые на уроках, воспитывают умение понимать скрытые смыслы, подтекст, учат доброте, милосердию. Важно отметить деятельностный подход, технологии критического мышления, которые позволяют моим учащимся сначала самостоятельно найти, открыть нравственную истину, обрести духовный опыт.
За учебный год мои пятиклассники создали проекты: "Кукла-пеленашка. (православный оберег)", "О чем я мечтаю", "Храмы России", "Что такое мечеть", "Мое имя и ангел-хранитель", "Праздники Православия и Ислама". Нельзя привить любовь к большому, не обращая внимание на малое. На уроках мы говорим о богатырях русских, участниках ВОВ, тружениках тыла, выпускниках нашей школы (наши земляки, те, кто живет с тобой рядом). Мои ученики с удовольствием читают стихотворения П. Х. Афанасова "Храм", "Они были детьми", Н. В. Шепеленко "Белая чайка", стихотворение о полете в космос Ю. Гагарина. С особой любовью пятиклассники рассказывают об истории своей семьи, семейных традициях. Совершая виртуальные экскурсии в священные храмы мировых религий, знакомимся с правилами поведения, шедеврами зодчества. Связь религии, культуры и литературы помогают понять сотрудники библиотеки Е. Н. Березовская и Л. А. Кармазина. А куда без музея (директор С. В. Олифир)? Здесь уклад и быт казачьей семьи, фотоматериалы прошлого века, одежда, мебель, техника, а впрочем, и вся жизнь.
Я и мои ученики любим предмет. Повторюсь, что результат нашей совместной деятельности — разовьет личность каждого ребенка. И он, когда вырастет, может взять на себя ответственность за будущее страны — ее процветание, будущее своей семьи…
Н. Тесленко.
Учитель ОРКСЭ И ОДНКНР МБОУ СОШ № 2 имени А. Асеева и Ю. Голикова. |