Мы все являемся потребителями различных услуг — и в магазине, и в банке, и во всех организациях. Каждый человек хочет получить качественную услугу, в возможно короткие сроки и за низкую цену. К сожалению, иногда напрасно потраченными оказываются время, деньги и что немало важно, нервы.
Происходит это зачастую по причине недостаточной информированности и низкой потребительской культуры потребителей и тех, кто эту услугу оказывает. Взаимоотношения в сфере оказания услуг реализует закон "О защите прав потребителей".
В законе говорится о качестве товара (работы, услуги), о правах и обязанностях изготовителя, исполнителя, продавца, о праве потребителя на безопасность товара, работы, услуги, о праве потребителя на информацию, об ответственности исполнителя. Законом предусмотрена имущественная ответственность за вред, причиненный потребителю вследствие недостатков товара или услуги, а также компенсация морального вреда.
Граждане более информированы во взаимоотношениях с продавцом в сфере оборота продовольственных и непродовольственных товаров. Гораздо менее информированы граждане в сфере оказания услуг, в том числе медицинских.
Многие привыкли критиковать здравоохранение, зачастую эта критика абсолютно правильная и обоснованная, но что случается с нашими гражданами, когда они обращаются к частно-практикующему врачу?
В ст. Гиагинской много лет оказывала медицинскую услугу "Вертебролог" гражданка С., как было сказано на вывеске. Но при этом в кабинете отсутствовала информация о наличии медицинского образования, о наличии лицензии на медицинскую деятельность. Несмотря на все это, недостатков в клиентах у гражданки С. не было.
Для оказания медицинской услуги необходимо наличие обязательных условий:
1. Наличие помещения для оказания услуги, которое соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям.
2. Наличие необходимого оборудования, которое своевременно проходит техническое обслуживание и поверку.
3. Наличие медицинского образования по данной специальности, подтвержденного дипломом и сертификатом специалиста.
При наличии всех этих условий специальным лицензирующим органом выдается лицензия на каждое обособленное подразделение учреждения. В случае с медицинской услугой таким органом является министерство здравоохранения Республики Адыгея.
Нужно понимать, что если какая-то фирма, частная организация, зарегистрированная в г. Майкопе или другом населенном пункте, имеет обособленное подразделение в ст. Гиагинской — это должно быть указано в лицензии. Копии всех указанных документов должны быть вывешены в "Уголке потребителя".
При оказании платной медицинской услуги между потребителем и медицинской организацией должен быть заключен договор в письменном виде.
Государство гарантирует гражданам оказание ряда медицинских услуг бесплатно.
Все государственные медицинские учреждения в обязательном порядке имеют лицензию — то есть они выполнили все обязательные требования, предъявляемые к учреждению здравоохранения. В государственных учреждениях здравоохранения действует система контроля как за работой специалистов, так и за санитарно-эпидемиологическим состоянием.
Коммерческие лечебные учреждения зачастую в целях экономии средств, исключают из своей работы проведение контрольных мероприятий, в том числе лабораторных исследований.
Выбирая врача, место оказания медицинской услуги, подумайте, может, стоит больше ценить своего участкового врача-терапевта, педиатра, гинеколога, хирурга районной поликлиники. Как правило, они нисколько не хуже подготовлены, чем персонал платных учреждений, и на высоком профессиональном уровне могут оказать услугу. В ряде случаев действительно возникает необходимость обратиться к частно-практикующему врачу, но в таком случае нужно обязательно внимательно изучить всю информацию о данном медицинском учреждении и только тогда доверять ему свою жизнь и здоровье.
В. Постовая.
Начальник отдела филиала ФБУЗ "ЦГ и Э в РА" в Шовгеновском, Кошехабльском
и Гиагинском районах. |