Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве. В настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
В решении этой важной задачи ведущая роль принадлежит учителю, его профессионализму. Сегодня стало ясно, что только творческий учитель, обладающий явно выраженным индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество школьного образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения, внося тем самым вклад в развитие и совершенствование общества в целом.
Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.
Согласно плану методической работы в СОШ № 1 прошёл конкурс на лучшую разработку урока с использованием современных технологий в образовательном процессе. Внутришкольный конкурс профессионального мастерства педагогов проводился в целях: развития внутреннего резерва учительского потенциала школы, профессионального самосовершенствования; эффективного обмена опытом использования современных образовательных информационных технологий в образовательном процессе; стимулирования и поощрения педагогов, активно внедряющих инновационные формы работы.
В конкурсе приняли участие учителя-предметники Н. Н. Баркова — учитель русского языка и литературы, Н. Г. Сац — учитель начальных классов, Е. С. Пугачева — учитель начальных классов, И. П. Геворкян — учитель истории и обществознания, И. Н. Богатырёва — учитель русского языка и литературы, С. В. Величко — учитель математики, А. Л. Кнышова — учитель начальных классов, А. В. Азарова — учитель начальных классов, В. И. Дранишникова — учитель географии, А. С. Деревянко — учитель химии, Л. В. Рябцева — учитель русского языка и литературы.
Во время конкурса учителя школы подготовили и провели открытый урок с использованием современных технологий. Работы конкурсантов носили проблемный характер, отличались творческим подходом. Было проведено 11 уроков по различным предметам, где учителя имели возможность поделиться опытом и достижениями и продемонстрировать уровень педагогического мастерства, применяя инновационные технологии. Все уроки носили яркий характер и запомнились по-своему. Оценивало конкурс жюри, в состав которого вошли члены администрации школы, председатель профсоюзного комитета школы В. И. Беляева и учитель биологии, победитель республиканского конкурса "Учитель года-2013" О. И. Пахомова.
Урок Н. Н. Барковой был посвящен творчеству и судьбе Марины Цветаевой, яркого и значительного поэта первой половины двадцатого века. На уроке отразилось все, что резко выходило из общего круга традиционных представлений, господствующих литературных вкусов в ее личности и в поэзии. Учитель и проекты учащихся 11 класса показали, в чем была сила и самобытность ее поэтического слова, а вместе с тем и досадная обреченность жить не в основном потоке своего вре-мени.
Чувство умиления, радости и восторга у самых маленьких участников образовательного процесса — первоклассников, вызвал урок изобразительного искусства, проведенный Е. С. Пугачёвой. Они обучаются в школе в соответствии с ФГОС, поэтому урок был построен согласно новым требованиям. Несмотря на то, что дети обучаются в школе всего полгода, они смело работали в парах, создавая орнамент пары перчаток. Малыши без затруднений смогли определить виды орнаментов: геометрический и растительный. Легко и непринужденно делали выводы, строили умозаключения, отстаивали свое мнение. Это все показало систематическую и кропотливую работу учителя в осуществлении образовательного процесса.
Учитель начальных классов Н. Г. Сац провела открытый урок литературного чтения на тему: “Рассказ А. П. Чехова "Белолобый". На уроке учащиеся выступили со своими проектами о биографии и творчестве писателя. Учитель предусмотрел разные виды работ, способствующие совершенствованию навыка чтения: правильности, беглости, осознанности и выразительности; формировании читательских умений детей при работе с текстом, формировании умения логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
Приятно, было присутствовать на уроке молодого специалиста А. С. Деревянко. Членов жюри и всех присутствующих поразило умелое сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы.
А. В. Азарова показала системно-деятельностный подход в обучении учащихся 1 классов на уроке окружающего мира. Организация первоклассников на уроке — это сложный и кропотливый процесс. Учителю же удалось во время урока преподнести им достаточно сложный географический материал, который был прочно усвоен.
И. П. Геворкян на уроке права в профильном классе проводила судебный процесс, на котором учащиеся легко смогли связывать теорию с практикой, аргументируя свои ответы статьями из уголовного кодекса.
Ярким, эмоциональным получился урок литературы в 6 классе, проведенный И. Н. Богатырёвой, которая старалась создать ситуацию успеха на уроке. И это ей удалось, как показал небольшой психологический тренинг в конце урока.
С. В. Величко на уроке математики умело продемонстрировала связь с другими предметами — биологией и географией, изучая географическое положение, флору и фауну озера Байкал.
А. Л. Кнышова на уроке литературного чтения в 4 классе по теме "Чем должен жить человек...", изучая произведение К. Г. Паустов-ского "Корзина с еловыми шишками", умело построила поисково-исследовательскую деятельность.
Урок географии — это урок, где учащиеся должны уметь смело работать с картой, ориентироваться в ней. В. И. Дранишникова показала урок, где учащиеся 8 класса пользовались электронной картой. Учитель четко работала с приемами, позволяющими активизировать познавательную деятельность и диалоговые технологии.
Л. В. Рябцева на уроке русского языка рассматривала достаточно сложную тему "Числительное". Для более успешного усвоения ею использовались творческие и продуктивные задания, требующие их применения в нестандартных ситуациях.
Жюри по достоинству оценило практические и теоретические умения конкурсантов: владение педагогическими технологиями, результативность урока, оригинальность методической идеи, коллективно-творческую деятельность; практическую направленность проектов, эффективность применения ИКТ, характер педагогического взаимодействия с учащимися, умение проводить психолого-педагогический самоанализ урока. По результатам конкурса жюри определило победителей:
I место — Н. Н. Баркова, учитель русского языка и литературы;
II место — Н. Г. Сац, учитель начальных классов;
III место — Е. С. Пугачева, учитель начальных классов.
Каждый участник конкурса был награждён дипломом.
Е. Кондратенко.
Заместитель директора по методической работе и информатизации СОШ № 1. |