Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800 —1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию. Проблема обращения к логопеду встает перед теми родителями, у детей которых возникают проблемы с речью в период активного становления его речи. На что же обратить внимание у своего ребенка? Если в 3-3,5 года: — ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения; — в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения; — он не повторяет за вами слова, — или вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой). Если в 4 года: — у ребенка очень скудный словарный запас (в норме — около 2000 слов); — не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со "сложными" звуками — норма). Если в 5-6 лет: — все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками "р" и "л" и их мягкими вариантами); — ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке; — допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании). Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед . Логопед поможет скорректировать произношение, в частности, исправит проблемы с так называемыми "вибрантами" — твердым и мягким "р" — одного из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте, а также дефекты со свистящими и шипящими звуками. Кроме того, логопед в детском саду увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, "проглатывание" слов), заикание и другие. Логопед в детском саду не только контролирует общую речевую подготовку малыша, но и предупреждает, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (неспособность к чтению) или дисграфии (к письму). Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия, направленные на работу над всеми компонентами речи: звукопроизношением, лексикой, грамматическим строем. Воспитание правильной и чистой речи — одна из важных задач в общей системе работы с детьми в ДОУ. О. Воробьева. Логопед МБДОУ "Радуга". |