Часто ли мы обращаемся с таким вопросом к той единственной женщине, возле которой, даже убеленные сединами, мы чувствуем себя малыми детьми? Всегда ли замечаем в ее глазах тень печали, обеспокоенность, обиды горечь? Обнимаем за ласковые плечи и целуем не знающие покоя руки? Всегда ли и все ли мы вообще вспоминаем о той, что одарила нас жизнью, вскормила, взлелеяла, как птица птенцов, оберегала на жизненном пути? Не всегда и не все.
Мне никогда не забыть печальный дом, куда привели журналистские пути-дороги, в простонародье называемый "домом престарелых" — последний приют для немощных и одиноких. Так я считала и была потрясена откровением, что не все тоскующие в холодных казенных стенах старушки одиноки, что на безрадостное, беспросветное одиночество их обрекла не судьба-злодейка, а родные дети.
Но что еще больше потрясало — те старушки, томящиеся в казенных каморках "дома престарелых", лишенные домашнего и человеческого тепла родными "чадами", не были на них в обиде, напротив, всячески оправдывали их. Непослушными пальцами изработанных рук они нежно гладили, перебирая, фотографии своих деток, наперебой расхваливая их достоинства. Поистине безмерна, бескорыстна материнская любовь! А наша — дочерняя, сыновья?
Однажды налетев в снежной кутерьме на старушку с протянутой рукой, я остолбенела. Старушка не походила на нищенку, она не умела просить — беспомощно, как слепой котенок, тыкалась в руки прохожим. Как выяснилось позже, она и не была нищенкой — интеллигентка седьмого колена была выведена на "промысел" любимым внучком.
"Любовь к родителям — основа всех добродетелей" — за две тысячи лет этой простой истине. Что же случилось с нами сегодня? Почему рушится эта святая основа? Наши бабушки и мамы, наши земные Ангелы-Хранители, они уходят от нас безропотно, незаметно и тихо, плача, расставаясь навеки, не о себе — о нас: как мы будем без них наедине с судьбой? А мы при их жизни часто ли о них плакали, всегда ли согревали своим теплом? Мы так устали, наша жизнь так тяжела! А тут еще они — ранимые и капризные, как дети, со своими причудами и бесконечными хворями. Где брать терпение?
Так думаем мы, оправдывая свою ожесточенность. Но они так не думали, хоть им выпадали и более трудные времена, и непомерные испытания. Они нас просто любили. Заплатите же и вы им той же данью, если еще не опоздали. Не скупитесь на любовь, не жалейте — увидите, от своих детей вы получите ровно столько, сколько отдали своим матерям.
О.Б. |