Среда, 24.04.2024
Дорогие земляки! Всегда рады видеть вас на нашем сайте! Давайте вместе делать нашу газету лучше. Пишите, делитесь впечатлениями, сообщайте интересные новости. Оставайтесь с нами!
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Новости загрузка новостей...
Главная » 2010 » Январь » 27 » Зеленый оазис в степи
Зеленый оазис в степи
10:52
В июле прошлого года на базе дендропарка поселка Гончарка образовано муниципальное предприятие «Парк имени П. В. Букреева». Директором его назначен Владимир Валентинович Поляков. Скоро этому дендропарку исполнится 40 лет. В парке растут уникальные насаждения. Перед руководством и сотрудниками предприятия стоит задача не только сохранить все, что имеется в дендроколлекции, но и дать жизнь новым насаждениям.
— Мы работаем по двум направлениям, — рассказывает В. В. Поляков, — рекреационном и общеобразовательном.
— Здесь можно не только отдохнуть и полюбоваться красотами?
— Этому парку не зря был дан статус дендрологического парка. Известно, что дендрология – это раздел ботаники, изучающий деревья и кустарники. Здесь есть много таксонов, т. е групп объектов, связанных общими свойствами, выращенных интродуктивным методом. Раньше эти виды никогда не росли в нашем климатическом поясе. Возможность культивирования этих деревьев или кустарников представлялась нереальной. Это тисы разных видов, бамбук, секвоядендроны, хвойные из рода кипарисовик, можжевельник, туя, самшит. Насколько мне стало известно, продолжает мой собеседник, первоначально источниками посадочного материала были питомники Северного Кавказа, ботанические сады Черноморского побережья. Позже в этом дендропарке образовался и собственный интродукционный питомник. Подведение итогов интродукции, проведенное еще в 90-х годах прошлого столетия, показало, что наиболее устойчивыми оказались североамериканские растения, как из приантлатической части континента, так и с Тихоокеанского побережья. Прижились виды из континентального Китая, таксоны из Японии и Гималаев, Средиземноморья, южной Европы. Этим и обусловлена уникальность гончарского дендропарка. Поэтому он несет в себе общеобразовательную функцию. Ближе всего к нам находятся Сочинский национальный дендропарк и Ставропольский ботанический сад, где тоже есть уникальные насаждения, которые адаптировались в новых для них климатических условиях. Но школьникам или студентам местных вузов ехать так далеко для того, чтобы изучить эти виды насаждений, мягко выражаясь, нерационально. Поэтому наш дендропарк посещают те, кто свою жизнь намерен связать с биологией, студенты специализированных вузов.
— А именно?
— Это те, кто изучает ландшафты или дизайн, парковое или лесное хозяйство. Одно дело, когда видишь то или иное дерево на картинках учебников или справочной литературы и другое — когда оно стоит перед тобой в натуре, за ним можно наблюдать в разное время года и разные периоды развития. Это что касается профессионального образования. Но ведь есть люди, которые хотят отдохнуть среди нашей красоты и расширить свой кругозор. Для них у нас разработана и постоянно обновляется экскурсионная программа. В парке больше 250 видов деревьев, если о каждом говорить две-три минуты, потратишь три-четыре дня. Поэтому программу экскурсии строим так, чтобы она длилась не дольше одного часа. Если студентам надо рассказывать о породах деревьев, текстуре древесины и т. д., то тем, кто приехал отдохнуть, в рекреационном участке поселка требуется совершенно другая тема. Им интересно услышать легенду, миф о происхождении видов насаждений и их названий, об использовании растительного материала в медицине, химии, другой науке.
— Что подразумевается под этим? Ведь наука и мифология – понятия несовместимые.
— Разве вы не признаете легенду о Лаго-Наках или Руфабго?
— Признаю, но не на уровне научного открытия.
— Так и мы не убеждаем экскурсантов в том, что та или другая версия носит официальное утверждение. Но есть неопровержимые факты, по которым можно ценить о том или ином дереве, его важной роли в мире растениеводства. Ну вот, например, что вам известно о диком каштане, его еще называют конским каштаном?
— Не уверена, что мне вообще знакомо это дерево.
— Знакомо-знакомо. Оно растет на улицах в Гиагинской, да, считай, во всех населенных пунктах. Это интродуцент, очень давно завезенный в наши края и прижившийся. Родина его – юго-восточная Европа. Понятно, что лошади, конечно же, не едят крупные горькие орехи в шиповатых плодах, похожих на булавы. Но мало, кто знает о том, что запах древесины этого дерева, если ее ничем не вскрывать, отпугивает пауков. Собор Парижской Богоматери во Франции – здание высокое, около 7-и метров. Представьте, как и кто сметает в нем паутину? А никто, потому что каждая третья балка под потолком собора сделана из древесины конского каштана. Деревья имеют свою знаменитую историю. Со временем мы хотим построить свою работу так, чтобы человек мог пройти в нашем парке релаксацию… На мой недоуменный вопросительный взгляд Владимир Валентинович ответил: — Предположим, что у кого-то испорчено настроение. Можно будет в нашем дендропарке или в каком-то его живописном уголке привести свое состояние и мысли в равновесие. То есть человек восстанавливает психологическое и душевное здоровье, после чего с новыми силами продолжает свое рутинное дело. В офисе, даже самом крупном, трудно этого достичь, а вот в нашем парке – пожалуйста. Многие таксоны выделяют множество летучих фитонцидов. Само пребывание, например, среди берез – целебно.
— В парковом деле, похоже, вы не новичок?
— 15 лет стажа. Правда, большую часть этого периода жизни я посвятил выращиванию интродуцированных насаждений, то есть привезенных из разных точек планеты. Такие насаждения с некоторых пор стали востребованными для парков, зон отдыха. Они поражают своей необычностью, величавостью, красотой. А некоторые виды занесены в Красную книгу.
— Какие заморские виды деревьев прижились в Гончарке? Чем они примечательны и привлекательны?
— Например, дуб красный. Он прошел акклиматизацию не только в Гончарке. В Краснодарском крае есть питомник этих саженцев. Древесина красного дуба не идет на изготовление бочек для вин и коньяков, как древесина местного дуба. Красный дуб – «североамериканец», его листья мало похожи на привычные нам листья дуба, перед листопадом краснеют. Осыпаются поздней осенью. Дерево само по себе очень красивое, никогда не болеет. Деревьев местных пород в дендропарке п. Гончарка растет около 30-40 видов, остальные 210-220 видов – интродуценты, которые уже адаптировались в наших условиях и нормально развиваются. Это очень важно. Вот дуб красный, я считаю, рациональнее всего сажать именно в парках. Причем, он растет в два раза быстрее местного дуба. А ликвидамбара амрбоносная? Сок дерева входит в состав многих чудодейственных бальзамов, используется в парфюмерной промышленности. В нашем дендропарке ликвидамбара есть. Осенняя окраска ее листвы подобна краскам калейдоскопа, когда на одном дереве одновременно видишь зеленые, желтые, розовые, красные и даже темные бордовые листья. Глаз оторвать невозможно от такого зрелища. Есть у нас еще один амбронос – тюльпановое дерево. У этого дерева столько амбры, что в момент цветения не только цветы в форме тюльпана, но и листья источают аромат. Барбарис китайский, можжевельник вергинский, кстати, из древесины этого можжевельника делались карандаши.
— Разве наличие двух-трех экземпляров того или иного вида насаждений дает возможность использовать его по назначению?
— Отнюдь. Но эти насаждения есть, они вынесли суровость нашего климата и гончарцы могут гордиться тем, что уникальные деревья растут в дендропарке, о них можно рассказывать, их можно видеть. Это как шедевры искусства. Растут в дендропарке и местные породы, о значимости которых многие забыли. Тот же каштан конский, он настолько акклиматизировался у нас, что считается местной породой, завезен в нашу страну во времена о,на. Тис и самшит. Их родина – Северный Кавказ. Но это реликтовые деревья. Самшита в природе растет только две рощи, одна – на территории Республики Адыгея, другая – Краснодарского края, по разным сторонам одного горного хребта. Эти деревья видели еще мамонтов. В нашем парке же самшиты и тисы считаются интродуцентами. Собственно, только профессионал может отличить одну породу от другой, даже если деревья сейчас стоят без листьев. А вообще-то самым зрелищным гончарский парк бывает осенью, когда листьев только желтой окраски можно насчитать больше десяти тонов. А красной?..
— Чтобы дендропарк жил еще не один десяток лет, его надо пополнять молодыми саженцами?
— На это и рассчитываем. Нынешней весной планируем приобрести несколько саженцев. С учетом развития парка создаем свой питомник, территория позволяет. Наладим работу по проектированию ландшафтного дизайна. Специалисты есть, опыт работы у них тоже есть. Когда у нас будет свой посадочный материал, появится возможность излишки его продавать. Тем самым казна будет пополняться не только за счет экскурсионных сборов, но и за счет реализации саженцев местных пород и интродуцентов. Экскурсии к нам зачастили, поэтому надо соответствовать своему статусу.
— А откуда экскурсии?
— Из Ставрополья, Ростовской области, республик Северного Кавказа. А на днях побывала у нас семья из Ямало-Ненецкого округа. Хотя зимний пейзаж не очень и привлекательный, но они остались довольны увиденным. Здесь же много вечнозеленых хвойных пород. Лавровишня, бамбук – у них сейчас окрас листьев красивее, чем весной и летом.
— У вас есть экскурсоводы?
— Конечно. Много лет этим занимается Людмила Викторовна Егорова. Сейчас и я провожу экскурсии. Предусматривается открытие гостиничного комплекса. В здании конторы достаточно пустующих помещений, которые будут отведены на эти цели. Администрация Гиагинского сельского поселения профинансировала нас, теперь здание отапливается. Дендропарк создавался с определенной целью – долгие годы он был зоной отдыха только гончарцев. Но это еще и достопримечательность поселка. Петр Васильевич Букреев, основатель рукотворного дендропарка, хотел, чтобы всхолмленная серо-черная равнина превратилась в необычный зеленый оазис. Поначалу многие относились скептически к чудачествам директора совхоза. Но потом, когда чужестранные растения, обильно вкрапленные среди родных березок, елей, сосен, прижились, а уникальность их ни с чем не сравнима, почти все жители поселка помогают ухаживать за парком. Эти люди до сих пор дорожат им. Парк богат хвойными породами, к новогодним праздникам он становится местом паломничества. Без зазрения совести приезжие ищут способы, чтобы спилить макушку елочки, мол, с деревом ничего не случится, макушка за год отрастет. Или, что еще хуже, бывало, спиливали под корень молодую сосну или ель. Сотрудники парка, казачье общество поселка, жители организовали круглосуточную охрану парка в предновогодний период. За что я, как директор дендропарка, благодарен им. Сотрудников парка не так уж много, мы не справились бы с любителями легкой наживы. Надо отдать должное, многие жители добровольно участвуют вместе с нами в уборке и очистке территории парка. Речь идет не только об очистке от сорняков и хмыза, обрезке деревьев. Некоторые отдыхающие оставляют после себя банки-склянки, обертки-фантики. Как мы не просим их убирать после себя, тем более, в парке установлены урны, все же нам всем приходится быть «санитарами». Захламляется и пруд, периодически сливаем воду до определенного уровня и чистим берега водоема от мусора. К сожалению, культура наших гостей желает быть лучше...
— За деревьями требуется уход. Не так ли?
— Постоянный. Территорию парка нужно поддерживать в надлежащем порядке. Трудности в этом мы испытываем. У нас нет профессиональных инструментов и оборудования для работы в зоне насаждений. 20 соток земли обработать или 20 гектаров? Нет косилки, мотоблока с комплектом различных насадок – культиваторов, окучников. Для срезания хмыза тоже нужен специальный агрегат. Но одно дело – срезать его, другое – убрать. Жечь нельзя. Этот хмыз после измельчения можно использовать в качестве удобрения для парка, щепой из него можно посыпать дорожки в парке. Все это стоит денег и немалых. Поэтому для того, чтобы дендропарк не только сохранялся, но и развивался, стал настоящей туристической базой, проблему обеспечения нашего предприятия современными орудиями труда надо решать… Мы прошлись по зимнему парку. Его главным украшением сейчас кроме хвойных деревьев считаются гигантские нерукотворные скульптуры. Каждой из них П. В. Букреев еще при жизни дал название – "Скиф", "Сармат", "Печенега, "Грек-виноторговец", "Каменный цветок". Это окаменевшие раковины головоногих моллюсков аммонитов и белемнитов.
В завершение нашей беседы В. В. Поляков рассказал легенду об омеле. Мы как раз остановились возле тополя, ветки которого были окутаны зелеными шарами. Это кустарник-паразит. В старину им растением лечили падучую, то есть эпилепсию. Надо было не просто сорвать это растение с дерева. В полночь полнолуния надо было отстрелить зеленую шапку стрелой, поймать ее на лету. В оберег вшивали листья омелы и человек, страдающий падучей, носил его, не снимая. Знахарки это все знали, но не умели добыть омелу таким способом. Меткие стрелки-лучники не всегда соглашались идти в лес в полночь. Поэтому лекарство было редким… В том и мораль. Мое очередное знакомство с дендропарком закончилось. Но я знаю, что еще не один раз захочется полюбоваться белоствольными березами, увидеть удивительные растения других континентов, постоять рядом с плакучей ивой – значит создатель этого зеленого оазиса в степи трудился не зря. О Василии Петровиче Букрееве гончарцы будут помнить всегда. Этот парк стоит того, чтобы им заниматься и показывать людям – природа п. Гончарка ничуть не беднее, чем в чужедальних странах...
Г. ШОВГЕНОВА.
Просмотров: 1912 | Добавил: Sat | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 Светлана  
0
пару лет назад была там, но какой-то упадок чувствовался, а теперь?

Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 276
Советская Адыгея
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Новости загрузка новостей...
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz