О Великой Отечественной войне Михаил Ананьевич Марущак знает не понаслышке. Еще тринадцатилетним подростком он столкнулся с жестокостью фашистов, вошедших в первые дни войны в Одесскую область.
— С 1941 по 1944 год многие районы Украины были оккупированы, — делится воспоминаниями ветеран. — Мне и многим моим землякам пришлось смириться с присутствием захватчиков. А что было делать? В станице остались только женщины, дети и немощные старики. Вот и приходилось мыть ноги лошадям, наводить порядок в казармах. Сердце рвалось, а противостоять этому не было никакой возможности.
Вспоминая унижения оккупации, ветеран еле сдерживает слезы, но рассказывает о случаях, шокирующих своей жестокостью.
— Немцы принуждали нас отвозить евреев к месту расстрела. Детей и стариков сажали на наши брички, а молодых буквально гнали строем. На страдания людей было больно смотреть. Но немцы, упиваясь своей безнаказанностью, требовали большего: они заставляли смотреть, как расстреливают людей, виновных лишь в том, что родились евреями, — дрожащим голосом рассказывает ветеран. Естественно подростку с неокрепшей психикой смотреть на эти злодеяния было не просто трудно, а невозможно. И однажды он отказался выполнять приказ оккупантов.
— Тогда моей матери пришлось везти евреев, — вспоминает пожилой человек. — Но и она не могла смотреть, как на ее глазах убивают не только взрослых, но и детей. В общем, мы, как могли, сопротивлялись бесчеловечности, — с грустью подытожил ветеран.
Призвавшийся в армию в 1944 году, Михаил Ананьевич проходил службу в 75 запасной дивизии, дислоцировавшейся в Украинском городе Балта. В военных действиях он не участвовал, но выполнял не менее сложные и ответственные задания. В обязанности бойцов этой дивизии входила охрана железных дорог, мостов, складов.
К концу войны личный состав армии нуждался в пополнении, поэтому Михаил Ананьевич оказался в числе тех, кого отправили в школу сержантов.
— В общей сложности я отслужил 10 лет, — рассказывает ветеран. — Сначала в сухопутных войсках, затем в морфлоте. Служба в береговой батарее части, дислоцировавшейся в г. Поти, стала для Михаила Ананьевича судьбоносной. Именно там он встретил свою супругу, с которой живет душа в душу уже около 60-ти лет.
Карьеру военного Михаил Марущак продолжать не стал, и, приехав в ст. Гиагинскую, откуда родом супруга, нашел себя в гражданской профессии. но война, которую он видел ребенком, еще долго проносилась короткими вспышками во снах. Ветеран твердо уверен: героизм народа-победителя забвению не подлежит.
У супругов Марущак двое дочерей, четверо внуков и четверо правнуков. Все они часто навещают бабушку и дедушку, которые несмотря ни на что не теряют силы духа и оптимизма. О. Бурьянова. |