"Воспитание, созданное самим народом, и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах".
К.Д. Ушинский.
Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом всё острее. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Одной из самых важных задач считается воспитание такого будущего поколения, которое будет обладать духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами и уважать культурное и историческое прошлое России. Именно такое поколение будет способно осуществить дальнейшее развитие страны.
В связи с этим требуются действенные пути решения поставленной проблемы.
Из собственного педагогического опыта по работе с детьми в ДОО считаю, что знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, просто необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, ведь детские впечатления неизгладимы и остаются на всю жизнь. Фольклор — это ведь не только способ выражения народного самосознания, но и самый лучший источник познавательного и нравственного развития ребёнка. С его помощью передаются особенности русского характера и стиля жизни, наши мировоззрения и идеалы, представления о добре и зле, размышления о правде и лжи, понятия о храбрости и трусости и многое другое. Это наша историческая память. Народная культура — предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни, от первых шагов до старости. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Подлинные образцы народного творчества, современные произведения декоративно-прикладного искусства, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувства красоты, любознательности должны быть обязательно национальными. Это в свою очередь будет способствовать как духовному и нравственному воспитанию детей, так и патриотическому.
Целью моей работы является приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре, развитие интереса к народному творчеству, формирование нравственного сознания и поведения. Важным моментом на пути решения к поставленной цели стало знакомство детей уже с младшего возраста с различными видами фольклорного творчества. Народное творчество, как ничто другое способно привить любовь к нашей истории и культуре страны. Оно веками впитывало в себя весь жизненный опыт и коллективную мудрость русского народа, а затем передавало их младшим поколениям. Фольклор всегда несёт в себе высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры провожу через различные виды деятельности: двигательные, игровые, музыкальные, художественные, театрализованные. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, знакомство с народными играми, обычаями и обрядами. На материале народного фольклора разработала сценарии праздников: "Кузьминки", "Масленица", "Светлое Христово Воскресение".
Главными задачами перед собою ставлю:
— создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели;
— увеличить эффективность работы с детьми по ознакомлению с фольклором и использованию его для развития всех компонентов устной речи;
— развивать устойчивый интерес не только к художественным произведениям, но и к декоративно-прикладному искусству;
— использовать фольклор во всех его проявлениях;
— приобщать к народным традициям и праздникам;
— расширять представления родителей дошкольников о фольклоре и учить видеть в нём педагогическую ценность и значимость.
Взаимодействие с семьёй проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада: организую совместные выставки поделок, праздники, посиделки, конкурсы. Тесное сотрудничество с семьёй является залогом успешной работы с детьми. Родители моих воспитанников всегда становятся надёжными партнёрами в проведении различных совместных мероприятий. Огромную помощь они оказывают в оформлении декораций, пошиве костюмов, изготовлении атрибутов. За что я им очень благодарна.
Результатом моей содержательной и системной работы с детьми по приобщению к русской культуре, к народному творчеству является:
— доброжелательное отношение детей к близким людям — любовь к родителям, привязанность и доверие к педагогам;
— умение проявлять эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, а также героев сказок, животных;
— умение выполнять элементарные правила культуры (поведения, речи, общения, внешнего вида) в семье и детском саду;
— освоение детьми способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Я надеюсь, что моя работа поможет моим воспитанникам почувствовать себя частью великого целого своего народа, своей страны, научиться уважать и ценить прошлое и настоящее.
Мне очень интересна проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа, духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения. Считаю её актуальной и интересной для дальнейшей углубленной работы.
Н. Заднипровская.
Воспитатель МБДОО № 9 "Дюймовочка" пос. Нового. |