Четверг, 27.06.2019
Дорогие земляки! Всегда рады видеть вас на нашем сайте! Давайте вместе делать нашу газету лучше. Пишите, делитесь впечатлениями, сообщайте интересные новости. Оставайтесь с нами!
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Новости загрузка новостей...
Главная » 2014 » Март » 31 » Возвращаясь к напечатанному. "Новый курс по светской этике". * 29.03.2014 г. № 23 (10052)
Возвращаясь к напечатанному. "Новый курс по светской этике". * 29.03.2014 г. № 23 (10052)
14:01

Так называлось интервью нашего корреспондента Г. Шовгеновой с директором СОШ № 2 Н. А. Тесленко, опубликованное в газете "Красное знамя" за 20 марта 2013 года. Речь в нём шла о том, что в учебном 2012/2013 году в этой школе для четвероклассников ввелось преподавание нового курса "Основы светской этики" в рамках предмета "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ).
Введение в средней общеобразовательной школе  этого предмета вызвало в свое время много сомнений и споров. Да, может быть, и сейчас не все понимают, для чего это нужно. Насколько своевременно - давать в обычных школах  детям такие знания? И в чем эти знания заключаются? Рассказать о тонкостях преподавания этого предмета наш корреспондент вновь попросил учителя ОРКСЭ (директора школы) Н. А.Тесленко.

— Наталья Алексеевна, напомните предысторию введения этого курса?
—  Три года назад Президент России (тогда им был Д. А. Медведев) дал поручение министерству образования РФ от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 "О создании комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики" и апробации этого курса в 21 регионе России". В них представлены четыре основные религии в России - православие, ислам, иудаизм и буддизм. Результаты этого исследования разработчики должны были учитывать при доработке проекта курса. Как они это делают, мы, учителя,  не в курсе. Наше дело — реализовывать постановление. Накануне 2012/2013 года в нашей школе была разработана дорожная карта, то есть  поэтапный план действий по достижению конкретной цели и решения  текущей проблемы, — введения курса ОРКСЭ с учетом специфики нашего учреждения.
— Этот курс —  преподавание религии в чистом виде?
— Нет! Соблюдение свободы совести и других прав человека обеспечивается такими нормами законодательства, как Конституция Российской Федерации, законами РФ "Об образовании", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях".
В соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (ст. 13 и ст. 14 Конституции Российской Федерации) изучение религиозных культур и светской этики проводится по свободному выбору родителей, как законных представителей несовершеннолетних детей.
В модулях курса, посвященных религиозным культурам, предполагается не обучение выбранным религиям, а общее знакомство с ними, то есть — их историей, традициями, нравственными ценностями и выдающимися представителями. В целом же курс организован по модулям. это модули вышеупомянутых религий, а также модули "Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики".
— Как это выглядит на практике?
— А на практике никто не будет заставлять ребенка, например, учить наизусть молитвы. Это — не "Закон Божий" дореволюционной России, а светский предмет. И, кстати, хотя предмет и обязательный, но оценки по нему в дневник выставлять не предполагается, поскольку "формализованные требования по оценке успеваемости"  не предусматриваются. Я, как учитель, могу словесно одобрить ответ ученика или указать на ошибки. Но это не значит, что занятиями можно пренебрегать.
А отчасти косвенными оценками не учителем даже, а оценка самими учениками друг друга, должны быть создание и презентация творческих проектов. Это хороший стимул, поскольку детям всегда важно уважение и восхищение одноклассников. Кроме того, результаты подготовки и защиты творческих проектов учитываются при формировании портфолио учеников.
— Почему для преподавания этого предмета выбран именно четвертый класс?
— Сначала предполагалось преподавание ОРКСЭ в последней четверти учебного года в четвертом классе и в первой четверти учебного года в пятом классе. То есть — полгода. Но потом министерство образования РФ остановилось на преподавании ОРКСЭ в четвертом классе в течение всего учебного года. Это — 34 обычных учебных часа.
При этом первый урок — урок знакомства со своей Родиной, предками, родословной. А на уроках с 31-го по 34-й — четыре последних занятия — подведение итогов работы за год, где дети представляют друг другу свои творческие работы. Как раз та самая оценка учениками друг друга.
— Можно ли модуль выбрать "по умолчанию"? Ну, например, если родителям все равно, что будет изучать их ребенок, или они и сами еще не определились? А, может, так проще для учителя?
— Нет. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей или законных представителей не допускается.
— А если все родители в классе захотели какой-то один модуль, а родители одного ребенка — другой?
— Это возможно, их ребенок может изучать выбранный модуль индивидуально.
— Каков был выбор родителей ваших учеников?
— Все родители четвероклассников выбрали модуль "Основы светской этики". Как в прошлом учебном году, так и в нынешнем.
— Итак, ваши ученики изучают светскую этику, значит, родителей интересуют вопросы этики и этикета?
— В модуле "Основы светской этики" не очень много этикета как такового, преобладают морально-нравственные аспекты. Рассматриваются и обсуждаются, например, такие вопросы, как: "Добро и зло", "Добродетель и порок", "Древние мыслители о дружбе". На уроках мы с детьми говорим о духовных ценностях и нравственных идеалах в жизни человека и общества, о духовных традициях многонационального народа России.
— А как вы отслеживаете заинтересованность в изучении нового предмета?
— Ежегодно, то есть второй год в нашем случае, проводим мониторинг результатов апробации курса в форме анкетирования родителей (законных представителей), самих учеников с целью выявление проблем при проведении апробации курса, удовлетворённости детей, их родителей. Введение комплексного учебного курса нашло поддержку у большинства родителей обучающихся. Содержание курса позволяет укреплять связи родителей со школой, влиять на взаимоотношение детей и родителей в семье посредством совместного выполнения заданий, предусмотренных программой. В этом году наша школа впервые приняла участие в дистанционной олимпиаде по ОРКСЭ — все ученики 4-го и 5-го классов, по желанию — несколько учеников 6-го класса. По его итогам 31 ученик получил сертификат участника олимпиады за участие в олимпиаде и работу по сохранению духовно-нравственной культуры народов России, 10 — дипломы призеров. Демид Воронцов (4 класс) стал  победителем школьного тура. Школа получила Благодарственное письмо. Результаты моих учеников меня очень радуют. И теперь мы ждём приглашения, поскольку подали заявку, на муниципальный тур этой олимпиады.
— Кто её проводит?
— Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет города Москвы.
— Возможно ли дальнейшее изучение ОРКСЭ в 5-6 классе?
— Конечно, возможно. В основной школе курс может иметь продолжение в рамках внеурочной деятельности. Мною разработан курс  "История мировых религий", возможно изучение и культурологического курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России".
Я, считаю, что современному ученику предлагаются такие "вечные вопросы", над которыми тысячелетиями бились известнейшие философы всего мира. По сути — это воплощение знаменитого гамлетовского поиска ответа  на вопрос: "Быть или не быть?"... То есть, быть или не быть Человеком в полном смысле этого слова, Личностью. И если некоторые дети еще не задумывались над этим, то на уроках "этического" модуля мы размышляем и высказываем свою точку зрения, аргументируем ее.
Взять, к примеру, пословицу:  
Посей поступок — пожнёшь привычку,
Посей привычку — пожнёшь добродетель или порок,
Посей добродетель или порок —  пожнёшь характер,
Посей характер — пожнёшь судьбу.
Ученикам надо понять её мудрость. Просто это или сложно — это задача учителя.          
Или, почему бы не порассуждать над высказыванием   российского академика Лихачева: "Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое".
Сегодня наше общество начинает обращаться к своему духовному наследию, а молодежь — наиболее восприимчивая часть общества.
Почувствовать себя сопричастным к столь большому, общему делу — возрождению и изучению духовной культуры, которое помогает обрести свои национальные корни, полезно и вызывает естественный энтузиазм у детей. А недавно, в рамках актуальной нравственной проблемы я провела классный час в 7-ом классе. Мы рассуждали на тему:
Сквернословие — грех языка
— Сейчас часто можно слышать бранную речь из уст многих людей, — говорит Наталья Алексеевна. — Грехи языка — одни из самых труднопреодолимых, и потому так часто появляется соблазн посчитать их незначительными, как-то оправдать, "не заметить". К сквернословию, особенно в последнее время, так привыкли, что многие его действительно не замечают и удивляются, что слова эти всё ещё являются нецензурными. Слово... Звук, живущий доли секунды и пропадающий в пространстве. Где он? Пойди, поищи эти звуковые волны. Слово... Почти нематериальное явление. Кажется, и говорить-то не о чем. Но слово — то, что уподобляет человека его Создателю. Самого Спасителя мы называем Божественным Словом. Господь создал из небытия наш прекрасный мир, "космос", как называли его греки. Это значит —  "красота". Но и человеческое слово обладает творческой силой и воздействует на окружающую нас действительность. Слова, которые мы произносим и слышим, формируют наше сознание, нашу личность. Вот об этом мы и говорили на классном часе.
Есть такое тропическое растение — скопелия. Его цветы  — само совершенство формы и цвета. Но невероятно! От палево-оранжевых светящихся лепестков исходит запах гниющего разлагающегося мяса. Когда из прекрасных женских уст вылетает матерная брань, то это можно сравнить с оранжереей — нежные восковые лепестки и страшное зловоние над ними. И приходится недоумевать, зачем было укладывать в модную прическу волосы, подбирать фасон и расцветку костюма, подправлять какие-то изъяны на лице, чтобы потом оттолкнуть от себя ураганом грязных слов?
—Речь наиболее ярко обнаруживает нас, —отметила в своём выступлении Диана Баранова. — Она позволяет окружающим увидеть  истинное лицо такого собеседника. Женщина с грубой лексикой может выглядеть привлекательно, только когда она молчит — как цветок скопелии за стеклом.
Ученики приняли активное участие в беседе над тем, что обыденность и распространенность этого греха языка почти "узаконила" его. И мало кто из матерщинников задумывается, какая беда для общества и для каждого из нас заложена в матерной брани.
Ещё один участник беседы на тему о сквернословии Ярослав Гончаров сказал:
—Сквернословие — это употребление в речи бранных слов, неприличных выражений, мата. Да, многие люди хоть раз (!), да прибегали к использованию в своей речи скверных слов. И было ли это стремлением сделать речь более эмоциональной, или сказано для оскорбления, унижения человека, или же просто демонстрацией раскованности? В любом случае бранные слова крепко засели в лексиконе современного человека, в том числе и молодёжи.
— Ни для кого не секрет,— продолжила беседу с учениками Н. А. Тесленко, что в подростковом возрасте проблема нецензурной лексики поднялась особенно остро, ведь в глазах подростка сквернословие — это своего рода проявление независимости, способности не подчиняться запретам. Это некий символ взрослости? На что Кирилл Мещеряков высказал своё мнение:
— Конечно, не у каждого из нас засорена речь подобными словами, ведь их использование отражает бедность словарного запаса говорящего и неумение выразить свои мысли. Привычка к сквернословию формирует нравственный облик человека, мешает его приобщению к культуре, делает его ненадежным во взаимоотношениях с другими. Привычка к сквернословию — признак духовного и нравственного разложения человека. С этой проблемой, безусловно, необходимо бороться. Эта проблема всех людей и каждого в отдельности. И чтобы хоть немного решить её, каждый должен начать с себя.
— Нам, взрослым, нужно задуматься над высказываниями детей и помнить всегда, с кого они берут пример. Мат — молитва сатане и оскорбление Богородицы, — этими словами Н. А. Тесленко завершился классный час для семиклассников…

Просмотров: 262 | Добавил: Sat | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 266
Советская Адыгея
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Новости загрузка новостей...
    Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный хостинг uCoz