С интересом прочитал в нашей «районке» статью «Свекла возвращается?» («КЗ» за 26 августа т. г.). Давно газета не писала о сахарной свекле и ее выращивании. С тех самых пор, как она, имеется в виду свекла, окончательно «ушла» с наших полей. А почему так получилось? Помню, некоторые специалисты утверждали, что для этой культуры не подходят наши почвы и климат. Но как ее выращивали?
В 60-70-х годах производство сладких корнеплодов не обходилось без применения ручного труда. Не было сеялок точного высева. Поэтому в рядках было то густо, то пусто. Там, где пусто, пробел ничем нельзя было восполнить. А густые всходы прорывали вручную. Для агрономов хозяйств самое «веселое» время наступало, когда надо было организовывать расстановку посевов сахарной свеклы. Всем миром выполняли эту работу. И школьников привлекали, и трудовые коллективы предприятий, учреждений. Не все из участников этой «страды» относились добросовестно к порученному делу.
Шаровка, культивация междурядий выполнялись механизированным способом. Но…начиналась жатва хлебов и про свеклу забывали все до самой ее уборки. Поля зарастали сорняками. И на свеклопункт свекла «ехала» с их корневищами и стеблями, да и с комьями земли. Уборочная техника была несовершенной.
Потом агрономы хозяйств внедрили «осветление» свекловичных полей – под корень срезались сорняки и ботва сахарной свеклы. Оголялись корнеплоды. И если свеклу не удавалось по каким-то причинам выкапывать срезу после «осветления», то она в земле под лучами солнца подвядала, что сказывалось на качестве сырья.
Но даже в тех условиях большинство хозяйств Адыгеи получали неплохие урожаи «сладкой» культуры.
В 80-х годах на поля колхозов и совхозов пришла интенсивная технология выращивания сельскохозяйственной продукции. Что положительно сказалось на отрасли в целом.
Я не экономист и не бухгалтер, но пару слов в пользу свеклопроизводства все же скажу. Она очень хороший предшественник для озимых колосовых. После нее ячмень и пшеница дают прибавку по 5-7 центнеров зерна с гектара. При таком раскладе процентов на 10, если мне не изменяет память, можно было уменьшать площадь под озимые и занимать их свеклой. Она давала рентабельность всегда. Ботва шла на корм скоту. Были востребованы и продукты переработки сырья – патока и жом. Я уж не говорю о сахаре.
Жаль, что только в одном хозяйстве поняли выгоду свеклопроизводства. Глава КФХ Юрий Сидоров убедился в этом. Но если бы его примеру последовали и другие, думаю, можно было бы ходатайствовать о возобновлении работы Гиагинского сахарного завода… Что за этим последовало бы, знают, пожалуй, все. Это предприятие всегда «давало» большую долю в бюджет, да и сколько людей было занято…
Н. АНУФРИЕВ.
Пенсионер.
От редакции. Н. П. Ануфриев работал на сахарном заводе с первых дней его запуска. Много лет – главным агрономом сырьевого отдела. Болит душа у ветерана труда за родное предприятие, которое стоит «бездыханным». Не в его силах, разумеется, что-то изменить. Но рациональное зерно в его размышлениях, конечно, есть.
Реально ли запустить сахарный завод после стольких лет простоя? Этот вопрос мы адресовали генеральному директору ЗАО «Гиагинский сахарный завод» Т. Н. Скалинчук.
— Реально, если сахарной свеклой в республике будет занято не менее 10000 гектаров, — ответила она.
Мнение о возврате к свекловодству и свеклопереработке в республике имеет право быть. Тем более, что сеялки точного высева есть в каждом хозяйстве. Как есть и предприятие, которое может обеспечить уборку сахарной свеклы. Только его свеклоуборочные комбайны работают сейчас за пределами Адыгеи…