Любое внепроцессуальное обращение, поступившее в суд, должно быть обнародовано, то есть, предано публичной огласке и размещено в сети Интернет. Судебная система России определяется законодательством как независимая и неприкосновенная. Ни физические, ни юридические лица, ни органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе оказывать давление на суд. Под угрозой уголовной ответственности закон запрещает вмешиваться в деятельность суда. Однако имеют место ситуации, когда граждане, независимо от того являются они участниками судебного процесса или нет, пытаются повлиять на решение судьи, по делу находящемуся в производстве суда. И тем самым нарушают закон. Это проявляется в устных или письменных обращениях отдельных граждан, коллективных обращениях граждан, обращениях физических и юридических лиц. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 2 июля 2013 года № 166-ФЗ определяет, что является "внепроцессуальным" обращением. Под внепроцессуальным обращением понимается поступившее судье по делу, находящемуся в его производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, обращение в письменной или устной форме не являющихся участниками судебного разбирательства государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица или гражданина в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо обращение в не предусмотренной процессуальным законодательством форме участников судебного разбирательства (ст. 1 № 166-ФЗ). Информация о внепроцессуальных обращениях, поступивших судье по делам, находящимся в его производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (ст. 1 № 166-ФЗ). Этим же нормативным актом в статье 10 закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" устанавливается запрет на такие обращения. Важно учитывать, что указанная информация не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по делу, а ее наличие само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отвода судьи. Независимо от того, кому адресованы внепроцессуальные обращения, информация о них должна стать гласной, то есть быть доведена до сведения участников процесса посредством глобальной информационной сети. С учетом того, что информация о внепроцессуальных обращениях и ее содержание не подлежат обсуждению в судебном заседании, поскольку не являются предметом судебного разбирательства, изменения, внесенные в процессуальные законодательные акты, предусматривают, что данная информация доводится до сведения участников судебного разбирательства путем ее размещения в сети Интернет на официальном сайте суда. При этом официальные Интернет-сайты судов по-прежнему являются эффективным средством, содержащим полную информацию о работе судебных органов. Таким образом, указанный закон направлен на то, чтобы работа судьи по отправлению правосудия была открытой и гласной, а стороны защищали свои нарушенные права в суде только в порядке, предусмотренном нормами процессуальных законов. А. Хан. Секретарь Гиагинского райсуда. |