Четверг, 27.06.2019
Дорогие земляки! Всегда рады видеть вас на нашем сайте! Давайте вместе делать нашу газету лучше. Пишите, делитесь впечатлениями, сообщайте интересные новости. Оставайтесь с нами!
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Новости загрузка новостей...
Главная » 2010 » Сентябрь » 23 » ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ И ВЕЧНАЯ СЛАВА. * 18.09.2010 г. № 72 (9698)
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ И ВЕЧНАЯ СЛАВА. * 18.09.2010 г. № 72 (9698)
11:34
В теплый сентябрьский денек в ст. Келермесской прошло массовое мероприятие, посвященное открытию мемориальной доски первому командующему авиацией России В. М. Ткачеву в честь 125-летия со дня его рождения и Дня поминовения 120 казаков, расстрелянных в 1920 году. Мемориальная доска В. М. Ткачеву установлена на стене храма ст. Келермесской.
— Это важное событие в жизни наших станичников, — отметил в своем выступлении глава МО «Келермесское сельское поселение» С. А. Фатеев. — Историю переписывать нельзя. Мы, наши дети, внуки должны знать о тех людях, которые жили и работали на родное Отечество.
Заместитель председателя Совета народных депутатов МО «Гиагинский район» Е. А. Грицкевич сказала:
— Вячеслав Матвеевич Ткачев — наш земляк. Прошло 40 лет после того, как судьба распорядилась тем, где мне жить. А поэтому станицу Келермесскую давно считаю своей родиной. Вячеслав Матвеевич Ткачев родился задолго до того, как я появилась на свет. Но своей жизнью, тем, чем он занимался, доказал, что на Руси рождались люди, достойные того, чтобы о них помнили в веках. Историю творят люди такие, как мы с вами. Вячеслав Матвеевич Ткачев был героем своего времени. И память о нем должна сохраняться в наших сердцах. Открытие мемориальной доски с его фотографией — подтверждение тому. Сегодня мы пройдем крестным ходом к часовне, построенной в память 120 расстрелянных казаков. Это произошло в 1920 году. Печальный урок из нашей истории, но и о нем мы тоже должны помнить.
"Всадник” поднебесья Вячеслав Матвеевич Ткачев — первый русский летчик-ас, ближайший друг и соратник великого русского авиатора Петра Нестерова. Во время первой мировой войны стоял во главе русской военной авиации. Родился В. М. Ткачев в станице Келермесской Майкопского отдела Кубанской области, в семье потомственного дворянина. Род Ткачевых был почитаем на Кубани. Прадед Андрей Ткачев, молодой казак одного из донских полков, получил дворянское звание за отличие при взятии турецкой крепости. После окончания войны он был в числе основателей станицы Келермесской. С детства слышал Вячеслав рассказы старых казаков о боевых походах, сражениях, мечтал о воинской славе. К пяти годам мальчик стал прекрасным наездником, к десяти — самостоятельно обучился грамоте. Затем воспитывался в Нижегородском кадетском корпусе, окончил Константиновское артиллерийское училище в Петербурге. В звании хорунжего начал службу в пятой казачьей батарее. Но одно событие изменило всю его жизнь — зрелище пируэтов, выделываемых в воздухе авиатором. Поступление Ткачева в Одесскую пилотскую школу — знаменательное событие для российской военной авиации. Рвение и настойчивость, с которыми он приступил к обучению, вывело его в число лучших. Через год, окончив Севастопольскую школу военных летчиков, поступил на службу в отряд известного авиатора П. Нестерова. Подъесаул Ткачев в авиашколе был фигурой заметной. Высокого роста, в белой папахе, чекмень с газырями, кинжал в серебряных ножнах — "всадник” поднебесья. У Вячеслава завязывается дружба с Петром Нестеровым и Игорем Сикорским. Нестеров станет хрестоматийной личностью. Именно он первым из летчиков в 1913 году осуществит свою давнюю идею — «мертвую петлю», а в 1914 году пойдет на таран австрийского самолета, потеряет управление и погибнет. Сикорский создаст первый русский бомбардировщик «Илья Муромец», а свое новое детище — вертолет — окончательно доработает уже в эмиграции. Бюро Сикорского и по сей день является основным разработчиком вертолетов для армии США. Подвиги же Ткачева требуют обстоятельного перечисления: первый рекордсмен России по дальности перелета, первый русский пилот, сбивший в воздушном бою неприятеля, первый русский ас (сбивший более пяти самолетов над своей территорией), организатор первой истребительной авиационной группы, первый лечик — Георгиевский кавалер, первый русский генерал авиации, автор первого пособия по тактике воздушного боя. Но все эти заслуги будут позже. А пока Ткачев — самый выдающийся ученик авиашколы. Сомнительной прочности сооружения из фанеры, парусины, с незамысловатым мотором, мало от чего защищали. Однако именно на таких хрупких самолетах ставились рекорды дальности полетов, проходили первые воздушные бои. В августе 1913 года тремя аэропланами Нестеров, Ткачев и Сикорский совершили первый в мире групповой перелет в воздушном строю по маршруту «Киев — Остор — Нежин» и обратно. Тогда же они разработали теорию и практику исполнения «мертвой» петли. В октябре 1913 года В. М. Ткачев совершил сложнейший по тем временам перелет по маршруту «Киев — Винница — Одесса — Тамань — Екатеринодар». За этот подвиг Киевское общество воздухоплавания наградило В. М. Ткачева именным золотым жетоном. А в 1914 году началась первая мировая война, где первые в истории воздушные бои приходилось постигать на практике. Георгиевский крест Ткачев получил за важное разведдонесение о готовящемся наступлении на правом фланге фронта. Это донесение спасло жизни тысячам солдат, хотя, чтобы получить его, Ткачев рисковал своей. Бак с маслом был пробит над вражеской территорией осколком снаряда, двигатель терял смазку. Изловчившись, летчик одной ногой заткнул дыру, а другой управлял педалями. В другом разведывательном рейде подъесаул лоб в лоб столкнулся с немецким «Альбатросом». На тот момент в русской военной авиации были самолеты устаревшего типа, а немецкая и австрийская техника была почти полностью укомплектована пулеметами. Но русский ас победил в том бою, хладнокровно расстреляв вражеского пилота из револьвера практически в упор. У каждого летчика в начале первой мировой войны была собственная тактика и способы поражения противника. Одни заходили неприятелю в лоб, как для тарана, чем вызывали у врага замешательство, а приблизившись на 15-20 метров, палили в него из пистолетов. Другие зависали сверху, забрасывая вражеский аэроплан гранатами и резко уходя в сторону. Самые изобретательные подкрадывались сзади, набрасывали на самолет противника «кошки», прикрепленные к прочному тросу, и сдирали обшивку, ломали фанерные элементы каркаса или вообще сдирали на лету крылья. Сейчас такой способ ведения боя трудно даже представить, но в то время он был достаточно эффективен, если вспомнить, из каких материалов собирались первые летательные аппараты. Быстро была освоена и идея Ткачева о метании бомб с самолетов по блиндажам противника, и предложение установить на аэроплане легкую рацию для корректировки артиллерийского огня. Каждый его вылет был подвигом. К 1917 году он был награжден почти всеми высшими военными наградами России. Летом 1916 года на Западном фронте немецкая группировка сформировала большую бомбардировочную команду до 100 ударных самолетов. По инициативе В. М. Ткачева в срочном порядке была создана первая русская истребительная группа авиаторов. Вячеслав Матвеевич обучал их тактике ведения воздушных боев, доведя боевую силу воздушного флота до невиданной раньше высоты. Он же чуть позже стал автором книги, которая стала настольной для многих авиаторов России. В 1917 году полковник Ткачев назначен на высокую должность начальника полевого управления авиации воздухоплавания при штабе Верховного Главнокомандующего Русской Армии. А позже он стал первым в истории страны командующим Русской авиации. Но все его труды перечеркнула революция. Вячеслав Матвеевич уехал на Кубань, в родную станицу.
Он никогда не интересовался политикой, главным для него всегда было чувство любви к Родине. В любых условиях он пытался быть полезным Отечеству, вот что он писал в то время: «В политике… я не был искушен. Я отлично сознавал, с каким серьезным врагом нам приходиться бороться… И вот я вижу, как все рушится, приближается катастрофа… Жалкого, бесталанного царя сменил фигляр-краснобай Керенский. А пришедший к власти Ленин провозгласил непонятный для меня лозунг: «Вся власть — Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов!». А справятся ли они с задачами государственной власти? Ведь 80% крестьян безграмотны! Так где же спасение?». Мирная жизнь в Келермесской с женой Надеждой Алексеевной продолжалась всего полгода. После революции Ткачев сражался в рядах добровольческой армии простым рядовым конным казаком. В декабре 1918 года под его руководством был создан первый в России Кубанский казачий авиаотряд. В гражданскую войну Ткачев был начальником авиации у барона Врангеля, господствуя в воздухе и приводя в ужас красноармейцев. Но решающего значения это не имело. К власти пришли новые люди, и Ткачев уезжает из России, напутствуя бывших подчиненных: «Если хотите остаться на военной службе — то только в той стране, которая никогда не будет в состоянии войны с Россией». Сам он выбрал Югославию. Потянулись долгие 24 года эмиграции — ощущение собственной ненужности, тоска по Родине. Ткачев работал в югославской авиации, издавал авиационный журнал, в годы второй мировой войны был начальником внешкольного воспитания русской молодежи мужской и женской гимназий в Белграде. От сотрудничества с нацистами он демонстративно отказался, несмотря на все угрозы. А когда город был освобожден, без тени сомнения переехал в Россию, преодолев неодобрение властей. В его искренность следственные органы не поверили. Но даже 10 лет в исправительно-трудовых лагерях без права переписки не сломили его дух. С разрешения властей в тюрьме он пишет научные труды.
В 1954 году возвращается на Кубань, в Краснодар. Ткачеву дали советское гражданство, выделили комнатенку в полуподвальном помещении, направили на работу в инвалидную артель за мизерную зарплату. Даже помогли найти жену, которая жила под Парижем в доме престарелых. Надежда Алексеевна добилась разрешения на переезд любимого мужа к ней. Приглашение Ткачеву было подписано самим Премьер-министром Франции Шарлем де Голлем. Ему предлагали визу, гражданство, полный пансион как кавалеру высшей награды России и крупнейшему специалисту авиации времен первой мировой войны. Но Вячеслав Матвеевич не смог еще раз бросить родную страну, снова оказаться эмигрантом. «Любовь к Родине сыграла в моей жизни фатальную роль: благодаря ей я когда-то потерял Родину и эта же любовь вернула мне ее». И еще: «Несмотря на все перенесенные мною обиды и тяжелые физические переживания за последние годы, я не хочу уезжать из любимой мною Родины. Меня не тянет туда, где сулят обеспеченную будущность и я, как видите, даром отказываюсь от встречи там с любимой мною женой…». С женой он так и не встретился. До конца своих дней работал в артели, писал книги, выделяя из своих скудных доходов средства на бумагу и оплату работы машинистки. В 1965 году Вячеслав Матвеевич скончался, забытый всеми. Его многие рукописи так и не увидели свет...
Подъесаул П. А. Романов сказал, что открытие памятной доски В. М. Ткачеву очень важное событие. Многие годы имя этого человека было незаслуженно стерто из памяти. Менялся строй, менялись правители... Но человек, который многое сделал для Отчизны не может быть забытым. Затем участники митинга, посвященного открытию мемориальной доски В. М. Ткачеву в честь 125-летия со дня его рождения, прошли крестным ходом (а это три километра) к часовне, построенной в память казаков, расстрелянных в 1920 году. Келермессцы поставили эту часовню в память явления Пресвятой Богородицы, возложившей венцы на принявших мученическую смерть казаков. Здесь, у часовни, тоже состоялся митинг. Он собрал всех, кто не равнодушен к тем историческим событиям, которые должны послужить горьким уроком для потомков. Нельзя допускать братоубийства. Атаман Майкопского казачьего отдела Б. А. Куценко отметил в своем выступлении, что казаки всегда стояли на защите Отечества, а кроме того, пахали землю, растили хлеб, воспитывали детей.
Скорбная дата — 1920 год — казачество пытались истребить. Жестокой ценой, к сожалению. И то, что сейчас казачество возродилось, заслуга всех, кто помнит историю, кто хранит ее в своих сердцах для потомков. Казачьему роду нет переводу, гласит народная мудрость. И это так. Растет достойная смена. Молодые люди закаляются, слава Богу, не в боях, а в учениях. Что очень важно. Страна всегда нуждается в защитниках.
В мероприятиях в День поминовения в ст. Келермесской приняли участие не только келермессцы, но и казаки из с. Кугульта Ставропольского края, районная организация «Союз казаков России», делегаты из республиканской организации «Союза казаков России». Все в своих выступлениях говорили о том, что нужно чтить память о тех, кого не стало, сохранять традиции миролюбия. Большую лепту в развитие казачьей организации ст. Келермесской вносит полковник МВД РФ в отставке Владимир Степанович Хорошков. Он уроженец этой станицы, связи с малой родиной не прерывает. От правительства г. Санкт-Петербурга он вручил приветственные адреса в честь 125-летия со дня рождения В. М. Ткачева главе МО «Келермесское сельское поселение» С. А. Фатееву, атаману Келермесского казачьего общества В. П. Затолокину. Он же вручил медали, учрежденные в честь 125-летия со дня рождения основателя Русской авиации В. М. Ткачева, тем казакам и жителям района, которые вносят достойный вклад в развитие казачества, объединение уз братства казаков Адыгеи и Кубани. В свою очередь В. С. Хорошков был награжден нагрудным крестом «За заслуги перед Кубанским казачеством».
Завершились мероприятия поминальным обедом и в память о В. М. Ткачеве, и в память о 120 расстрелянных казаков. Панихиду по усопшим провел настоятель Келермесского храма о. Николай.
Материал подготовили А. СТАХАНОВА, Г. ШОВГЕНОВА.
Фото Г. ШОВГЕНОВОЙ.
Просмотров: 929 | Добавил: Sat | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 266
Советская Адыгея
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Новости загрузка новостей...
    Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный хостинг uCoz