Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в развитии детей. К трем годам родители начинают замечать, что ребенок становится более упрямым, капризным. Многие не знают, что такое поведение ребенка, это попытка заявить всем о себе, своей самостоятельности, заставить окружающих прислушиваться и уважать его мнение.
Кризисы развития — это относительно короткие промежутки времени, в течение которых человек меняется, поднимается на новую жизненную ступень. В дошкольном детстве их три: в один год, в три года и семь лет. В современном обществе семьи малочисленны, дети находятся преимущественно среди сверстников или среди взрослых, а потому не видят, как происходит взросление. Ребенку сложно оценить происходящее с ним изменения и регулировать свое поведение. Родители могут помочь ребенку смягчить проявления кризиса и достойно пережить его. Стоит понять, что, в несговорчивом поведении ребенка скрываются ростки взросления. Упрямство, имеет и положительную сторону — это крайняя степень проявления воли. Капризность — сообщение окружающим о своей значимости. Демонстрация своего детского «Я», эгоизм в рассуждениях и поступках, так происходит осознание ребенком собственного достоинства, осознание себя, как личности.
Все эти качества необходимы человеку для жизни в обществе. Потому, ребенок должен выйти из кризиса, взяв лучшее, с набором положительных качеств, а задача взрослых — помочь ему в этом! Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризах:
— период упрямства начинается примерно с двух лет, а заканчивается к 3,5-4 годам. Пик упрямства приходится на 2,5 года;
— мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. А девочки, чаще капризничают, чем мальчики;
— это время называют «Я сам». Позвольте ребенку делать все самому, а если не получается, поддержите, помогите ему. «Я тебя научу, у тебя все получится»;
— не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, а только с ним самим: «Ты раньше не умел ходить, а теперь умеешь! Не умел одеваться, а теперь учишься!»;
— не заостряйте внимание на неудачах. Но всегда хвалите за достижения. За саму попытку достичь. Тем самым вы воспитаете ребенка уверенным в себе;
— снижайте до минимума количество запретов. «Рвать книги нельзя, но рвать газету можно. Рисовать на обоях нельзя, в альбоме — можно». Ребенок развивается в деятельности, и если что-то нельзя делать, то объясните, чем можно заниматься?
— сохраняйте самообладание. Оставайтесь рядом, когда ребенок капризничает, обнимите его, скажите, что понимаете его, но выполнить требования сейчас не можете;
— не ругайте, и не пытайтесь что-нибудь внушить, если ребенок плачет. Сначала успокойте;
— будьте последовательны, если сказали «нет», оставайтесь при этом мнении, не позволяйте собой манипулировать;
— постарайтесь обратить внимание ребенка на другой предмет, игрушку, другое занятие. Такая тактика заинтересует капризулю, он успокоится.
Искусству общения с ребенком надо учиться. Помогают в этом фантазия, юмор, и конечно игра. Дорогие взрослые, чаще соглашайтесь с мнением детей. Не теряйте оптимизма, радуйтесь каждому дню вместе с детьми, ведь они быстро взрослеют. Цените счастье общения с ними! Только раз в жизни человеку бывает 3 года! Если по достижении 4 лет ребенок все еще часто упрямится или капризничает, обращайтесь к психологу.
Ю. Зафесова.
Педагог-психолог МДОУ № 15 «Радуга». |