Новый учебный год начался, как и полагается, 1 сентября. Но за несколько дней до этого в районе прошло августовское совещание педагогических работников. На нем говорилось об итогах прошлого учебного года и задачах на новый. Доклад, с которым выступила начальник управления образования МО «Гиагинский район» А. Г. Самохвалова, так и назывался: «Итоги, проблемы, перспективы развития системы образования в Гиагинском районе».
Глава МО «Гиагинский район» А. А. Черков поздравил педагогическое сообщество района с началом нового учебного года. Пожелал учителям не сдавать тех позиций, которые они заняли в республике. Лучшие теоретические знания и практические навыки по общеобразовательным предметам продемонстрировали школьники Гиагинского района, заняв в республике в командном зачете второе после города Майкопа место. В республиканских конкурсах «Учитель года» и «Воспитатель года» призовые места заняли специалисты отрасли Гиагинского района. Достаточно высок рейтинг учителей, подготовивших победителей и призеров предметных олимпиад. Это говорит о многом. Анатолий Афанасьевич пожелал новых побед в деле воспитания подрастающего поколения. Ведь воспитание— есть усвоение хороших привычек. 2009-2010 учебный год для российского учительства прошел под знаком национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», направленной на модернизацию и развитие системы общего образования страны.
В своем послании 12 ноября 2009 года Федеральному собранию РФ Президент РФ Д. А. Медведев еще раз отметил, что: «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире… Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации».
Как реализовывалась инициатива "Наша новая школа” в Гиагинском районе и что предстоит сделать в самое ближайшее время? В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» важным ключевым направлением развития является развитие учительского потенциала. Какой учитель нужен новой школе? Хорошо знающий свой предмет, владеющий методикой его преподавания и современными образовательными технологиями, хорошо разбирающийся в психологии ребенка, способный проанализировать и понять его поведение, оказать психологическую помощь, эффективно взаимодействующий с семьями своих учащихся, авторитетный в профессиональном и личностном плане для родителей, открытый новшествам, поддерживающий в образовательной практике разумный баланс между традиционным и инновационным, способный к своему личностному и профессиональному развитию.
Способствует этому целенаправленная работа методического кабинета по подготовке педагогических кадров к использованию новых информационных и образовательных технологий, к разработке нового содержания образования, постоянно обновляемая материальная база, возможность использования ресурсов сети Интернет для всех школ. В 2010 году, посвященному Году учителя, прошел ряд мероприятий, способствующих не только выявлению талантливых учителей, но и повышению престижа учительской профессии, второй год проводится конкурс педагогов, ориентированных на работу с одаренными детьми, среди учителей и воспитателей. Победителями районного конкурса в 2010 году стали: среди учителей — учитель ИЗО и МХК СОШ № 6 Е. А. Пилипенко, среди воспитателей – логопед МДОУ № 1 «Чебурашка» Е. Ю. Стацюкова.
В целях поощрения лучших классных руководителей и привлечения внимания общественности к проблемам воспитания третий год проводится районный конкурс «Классный самый классный!». В этом году победителем конкурса стала учитель начальных классов СОШ № 7 Т. Н. Елисеева.
В рамках реализации национального проекта «Образование», адресной поддержки лучших учителей и воспитателей были продолжены республиканские конкурсы. Среди учителей в 2010 году в нем приняли участие три педагога, победителем стал учитель физкультуры СОШ № 4 Д. Ф. Пугачев.
Среди воспитателей все 9 участников стали победителями заочного республиканского этапа профессионального конкурса педагогических работников «Воспитатель МДОУ Адыгеи – 2010», а в очном конкурсе – воспитатель МДОУ № 8 «Березка» Н. В. Никитина стала победителем, воспитатель МДОУ № 16 «Тополек» Т. В. Коробкова — призером. Традиционно лучшие учителя приняли участие в конкурсе «Учитель года Адыгеи- 2010». На высоком профессиональном уровне представила район учитель биологии СОШ № 6 Е. В. Медведева, ставшая его победителем. Н. В. Никитина и Е. В. Медведева будут представлять Республику Адыгея на Всероссийских конкурсах.
Достойно представила Гиагинский район на республиканском конкурсе учителей родных языков учитель адыгейского языка СОШ № 1 Н. Ю. Меретукова, ставшая призером данного конкурса. Участница конкурса Н. М. Киржинова отмечена за участие в конкурсе ценным подарком. В 2009-2010 учебном году педагоги дополнительного образования приняли активное участие в республиканском конкурсе «Сердце отдаю детям». Участники конкурса защищали свои образовательные программы, педагогический опыт, представляли презентации своей работы, участвовали в импровизированном конкурсе разрешения педагогических ситуаций. Победителями в номинациях стали: директор ЦДТ М. А. Васильева, психолог СОШ № 7 Е. В. Будаева, учитель физики СОШ № 3 Е. Н. Паршин, организатор ЦДТ Н. А. Гончарова, старшая вожатая СОШ № 1 К. Ю. Никитина. Педагоги-психологи приняли участие в республиканском конкурсе «Педагог-психолог - 2010». Психолог СОШ № 7 Е. В. Будаева заняла второе место. С целью изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта лучших учителей в 2009-2010 учебном году продолжили работу творческие мастерские на базе СОШ № 1, 3, 4, 6, 7, 9, МДОУ № 9, экспериментальные площадки на базе МДОУ № 1, 2, 8, 15, 16. Способствовали повышению педагогического и профессионального мастерства и распространению передового опыта ставшие традиционными мероприятия: фестиваль мультимедийных уроков, конкурс на лучшую разработку авторской программы элективного курса, «Единый методический день». Введение государственных стандартов нового поколения стало важнейшим событием в жизни российского образования и одним из самых главных направлений в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Управлением образования МО «Гиагинский район» разработан план поэтапного перехода на обучение по федеральным государственным стандартам нового поколения. С 1 сентября 2009 г. СОШ № 4 принимала участие в эксперименте по отработке механизмов организации внеучебной деятельности обучающихся. По итогам конкурсного отбора ей присвоен статус «региональной экспериментальной площадки в системе образования РА». В школе разработан базисный учебный план, включающий внеурочную деятельность в первых классах в количестве 10 часов. В течение учебного года апробирован проект по отработке механизмов организации внеурочной деятельности в условиях реализации «Наша новая школа». Проведенный в марте 2010 года мониторинг готовности к переходу на новые стандарты муниципальных образовательных учреждений района показал, что СОШ № 2, 4 готовы осуществить переход на новые стандарты и имеют для этого необходимые ресурсы: школы обеспечены квалифицированными педагогическими кадрами, психологи и логопеды обеспечат комфортное пребывание ребенка в школе.
Для организации внеурочной деятельности имеется возможность привлекать педагогов дополнительного образования, работников культуры. Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи – системы оценки качества образования. В 2009-2010 учебном году две школы Гиагинского района, СОШ № 1, 3, являлись опорными по ОСОКО. По результатам входного промежуточного и итогового срезов можно сделать вывод о том, что большинство учащихся подтверждают свои знания по предметам, показывают стабильные результаты. На протяжении ряда лет ведется мониторинг качества знаний в общеобразовательных учреждениях района. За последние три года уменьшилось общее количество учащихся, успеваемость осталась на том же уровне и качество обученности повысилось.
Здоровье детей в настоящее время осознается как фактор жизни всего общества. В целях рациональной организации учебно-воспитательного процесса и соблюдения гигиенических норм и требований к объему учебной и внеучебной нагрузки используются различные методики преподавания и здоровьесберегающие технологии. В то же время необходимо расширять практику индивидуального обучения, изучения предметов по выбору, снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий, а увеличение учебных курсов, адекватных интересам и склонностям учащихся.
Задатки творческого развития учащихся закладываются еще в дошкольном возрасте. Этому способствует студийно-кружковая работа, организованная в МДОУ района. Кружковой деятельностью охвачено 716 дошкольников по следующим направлениям: художественно-эстетическое — 12 кружков, ручное творчество — 11, развитие физических способностей – 3 кружка, развитие музыкальных способностей – 5, театрализация – 2, развитие речи – 2, нравственное воспитание – 2, экология – 3. Удовлетворению потребностей детей в приобретении новых знаний и развитии творческих способностей способствуют занятия в кружках учреждений дополнительного образования. Гиагинский центр детского творчества взаимодействует с организациями и учреждениями в рамках окружающей культурно-образовательной среды, создает условия для всестороннего развития ребенка. В Гиагинском ЦДТ 877 учащимся предоставлена возможность получения дополнительного образования по следующим направлениям: научно-техническое, художественно-естественное, эколого-биологическое, социально-биологическое. Для сохранения и поддержания здоровья детей в 2009-2010 учебном году создана и функционирует сеть спортивных секций школ и ДЮСШ.
Систематически проводятся Дни здоровья, районные и республиканские соревнования по баскетболу, волейболу, футболу, настольному теннису, шахматам, дзюдо, боксу, легкой атлетике. Все это дает определенные результаты: в школах идет процесс снижения количества больных детей, уменьшилось количество пропусков уроков по болезни. В целях поддержки творческой среды, обеспечения возможности самореализации учащихся каждой общеобразовательной школы расширяется система олимпиад и конкурсов школьников.
В 2009-2010 учебном году в 18 районных предметных олимпиадах приняли участие 705 учащихся 7-11 классов школ Гиагинского района. По итогам участия в олимпиадах предметные жюри присудили 155 дипломов и 22 похвальные грамоты (по сравнению с 2009 годом – количество участников 300, дипломов 100), из них 35 победителей и призеров, успешно выступивших по двум и более предметам. В командном зачете на 1 месте школьники СОШ № 1 — 33 диплома, на 2 — СОШ № 4 — 24 диплома и 45 грамот, на 3— СОШ № 3 — 18 дипломов и 2 грамоты. Победители районных олимпиад, защищая честь района на республиканских олимпиадах, завоевали 17 дипломов, что является вторым результатом в республике после города Майкопа. В основных направлениях национально-образовательной инициативы «Наша новая школа» важное место отводится современной школьной инфраструктуре. Школа должна стать центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.
Управлением образования МО «Гиагинский район» проводится целенаправленная работа по сохранению и улучшению материально-технической базы образовательных учреждений. На эти цели затрачено: в 2008 году – 1166093 руб., в 2009 году – 3895573 руб., в 2010 году – 711923 руб. В школах и дошкольных учреждениях района выполнен ремонт, учебный год начался. Он принесет новые достижения и успехи. На республиканском августовском педагогическом совещании работников образования, которое проходило 25 августа, директору СОШ № 4 Т. Ю. Черковой Президентом РА А. К. Тхакушиновым объявлена благодарность за вклад в реализацию республиканской целевой программы «Дети Адыгеи». На районной конференции педагогических работников Т. Ю. Черкова поделилась с коллегами тем, как в СОШ № 4 организована внеурочная работа со школьниками. Этот эксперимент, начатый в феврале текущего года, приносит свои положительные результаты. Директор Гиагинского центра детского творчества М. А. Васильева в своем выступлении отметила, что ЦДТ работает по четырем направлениям. Школьники-воспитанники ЦДТ постоянные участники районных, республиканских конкурсов и соревнований. Становятся их победителями или призерами. О выявлении талантливых детей и создании условий для развития спорта в Гиагинской ДЮСШ рассказал ее директор А. Р. Коблев. А заместитель директора по УВР СОШ № 6 Е. В. Медведева подробно изложила тему о метапредметном подходе как основе работы с одаренными детьми. О развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством литературно-художественного творчества изложила воспитатель МДОУ № 8 «Березка» Н. В. Никитина.
С началом нового учебного года участников августовского педсовета поздравил председатель СНД МО «Гиагинский район» В. А. Гуменюк.
На конференции были разработаны и приняты рекомендации, которые ставят перед учительским сообществом задачи на 2010-2011 учебный год.
Начальник управления образования А. Г. Самохвалова вручила Почетные грамоты министерства образования и науки РА лучшим учителям школ и воспитателям детских садов. Чествовать ветеранов педагогического труда на августовском форуме педагогических работников давно стало доброй традицией. Вот и в канун нового учебного года на сцену были приглашены А. В. Король (СОШ № 7), Т. К. Решетникова (СОШ № 6), Ю. Т. Базовкин (СОШ № 5), Л. И. Шаповалова и В. Г. Оленченко (СОШ № 1), Е. П. Шатунова (СОШ № 2), Н. С. Крайс и Т. В. Загребельная (СОШ № 8), Н. А. Желудков (СОШ № 9), заведующие детскими садами А. В. Исаева и Т. А. Горбанева. Им вручены цветы, подарки, Почетные грамоты. В честь ветеранов педагогического труда преподаватели школы искусств В. Н. Ступкина и Т. А. Мирошникова исполнили инструментальный этюд.
А на смену ветеранам в педагогические коллективы района пришли учителя начальных классов С. Г. Шевцова, Н. С. Сотник, вожатая О. А. Анашкина, учителя русского языка и литературы И. А. Неговелова, Н. В. Севрук, психолог Ю. В. Гордейчук, учитель физкультуры Г. Д. Атоян, учитель адыгейской литературы М. Н. Свободная, учителя английского языка Е. Н. Тюльпарова, Л. А. Кучерук, И. Р. Джегерян, воспитатели детских садов О. А. Оксузян, Э. Э. Назарова, А. Е Кургузова. С напутственным словом к молодым специалистам выступил отличник народного просвещения В. Г. Оленченко, посвятивший любимому делу почти полвека. А с ответным словом выступила И. А. Неговелова. Ее профессиональная карьера начинается в СОШ № 4. Учебный год начал свой отсчет. Пусть будет он для всех успешным и удачливым. Г. Шовгенова. |