Суббота, 20.04.2024
Дорогие земляки! Всегда рады видеть вас на нашем сайте! Давайте вместе делать нашу газету лучше. Пишите, делитесь впечатлениями, сообщайте интересные новости. Оставайтесь с нами!
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Новости загрузка новостей...
Главная » 2017 » Апрель » 28 » "Учим адыгейский язык". * 29.04.2017 г. № 32 (10366)
"Учим адыгейский язык". * 29.04.2017 г. № 32 (10366)
09:26

Доброго времени суток читателям газеты "Красное Знамя"!
Мы продолжаем нашу рубрику про адыгейские свадебные обычаи. В предыдущей статье были описаны такие этапы свадьбы как псэлъыхъо (псэльыхо) — сватовство и нысащэ [нысаще] — вывод невесты.
После того, как нысэ (невесту) привезли, её заводят в отдельную комнату — лагъун (лягун), что переводится как "комната невесты". Гости, которые заходят к невесте, осыпают её сладостями и деньгами. Знакомство свёкра и свекрови с невестой — очень важный и волнительный момент. Они не имеют права первый раз зайти к невесте с пустыми руками. Как правило, они являются в лагъунэ с техьапкIэ [техапче], что переводится как "плата за право знакомства с невестой". Торжественно, с пожеланиями, при гостях свекровь одевает золотое украшение невесте.
 Отметим, что не совсем утратила свою актуальность традиция пщым темыхьан [пщим темыхан], и некоторые до сих пор этого придерживаются. Эта традиция очень старая и она означает, что свёкор и невестка не должны видеться вообще. Поэтому раньше всегда строили дома с двумя входами — выходами, чтобы невестке и свёкру удобнее было передвигаться, избегая друг друга.
По религиозным соображениям, принято провести начыхьытх [начихытх]. И проводят её обычно в первый же вечер. Это такой свадебный ритуал, когда в дом жениха приходит эфенди (что значит "мудрец"). Двое родственников — мужчин (по одному со стороны жениха и невесты) особым образом соединяют большие пальцы рук молодоженов, и эфенди скрепляет своей ладонью эти соединенные пальцы и спрашивает по три раза каждого, согласны ли они на этот брак, причём каждый раз называя фамилии, имена и отчества жениха и невесты. С этого момента молодожёнам можно быть вместе.
После бракосочетания родителям невесты везут уасэ (калым). Раньше калым являлся компенсацией роду невесты за потерю женщины-работницы. По современным представлениям  калым наравне с приданым является вкладом двух родов в формирование общего имущества будущей семьи.
Следующий этап — щыгъынкъахьыжь (щигынкахыж). Это когда от трёх до пяти человек со стороны невесты привозят её же вещи в чемоданах, а также пара больших корзин: одна — с фруктами, другая — со всякой косметикой, которая называется пIырынэ (пырынэ). ПIырынэ  дарят всем девочкам и молодым девушкам, которые пришли на свадьбу.
На следующее утро невесту наряжают в красивый национальный костюм — сае. Жених  обычно в обыкновенном строгом костюме.  Очень жаль, что красивая традиция утрачена, когда жених одевал на свадьбу национальный костюм — цые. Ведь душа радуется, когда видишь мужчину в такой одежде.
После того, как невесту нарядили, красивый свадебный кортеж направляется в ЗАГС. После регистрации начинается настоящая свадьба — нысэщэ джэгу [нысэще джегу] (свадьба). На свадьбе обязательно присутствует джэгуакIо, который руководит всем процессом свадьбы. Его главная задача — сделать так, чтобы гостям не было скучно.
Нет смысла описывать саму свадьбу, с обильным кавказским застольем, поздравлениями и танцами под адыгейскую гармошку, однако есть в ней одна особенность. На свадьбе не присутствуют родители и родственники невесты. Исключение составляют лишь ее неженатые братья и сестры.
Все время с пятницы по воскресенье в доме жениха не закрываются ворота. Это означает, что любой незнакомый человек, идущий мимо, имеет право зайти в дом. Его встретят и угостят как желанного гостя.
В воскресенье происходит еще одно важное событие. Молодая жена в сопровождении свекрови едет в свой отчий дом. Теперь наступает время второго свадебного периода, когда собираются родственники и друзья невесты.
Вот собственно и самые основные этапы. В заключение ещё раз отметим, что адыгская свадьба отличается своим богатым колоритом, который выражает долгую историю этого народа.

 С  уважением, С. Самогова.

Просмотров: 499 | Добавил: Sat | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 276
Советская Адыгея
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Новости загрузка новостей...
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz