Доброго времени суток читателям газеты "Красное Знамя"!
Мы продолжаем нашу рубрику про адыгейские свадебные обычаи. В предыдущей статье были описаны такие этапы свадьбы как псэлъыхъо (псэльыхо) — сватовство и нысащэ [нысаще] — вывод невесты.
После того, как нысэ (невесту) привезли, её заводят в отдельную комнату — лагъун (лягун), что переводится как "комната невесты". Гости, которые заходят к невесте, осыпают её сладостями и деньгами. Знакомство свёкра и свекрови с невестой — очень важный и волнительный момент. Они не имеют права первый раз зайти к невесте с пустыми руками. Как правило, они являются в лагъунэ с техьапкIэ [техапче], что переводится как "плата за право знакомства с невестой". Торжественно, с пожеланиями, при гостях свекровь одевает золотое украшение невесте.
Отметим, что не совсем утратила свою актуальность традиция пщым темыхьан [пщим темыхан], и некоторые до сих пор этого придерживаются. Эта традиция очень старая и она означает, что свёкор и невестка не должны видеться вообще. Поэтому раньше всегда строили дома с двумя входами — выходами, чтобы невестке и свёкру удобнее было передвигаться, избегая друг друга.
По религиозным соображениям, принято провести начыхьытх [начихытх]. И проводят её обычно в первый же вечер. Это такой свадебный ритуал, когда в дом жениха приходит эфенди (что значит "мудрец"). Двое родственников — мужчин (по одному со стороны жениха и невесты) особым образом соединяют большие пальцы рук молодоженов, и эфенди скрепляет своей ладонью эти соединенные пальцы и спрашивает по три раза каждого, согласны ли они на этот брак, причём каждый раз называя фамилии, имена и отчества жениха и невесты. С этого момента молодожёнам можно быть вместе.
После бракосочетания родителям невесты везут уасэ (калым). Раньше калым являлся компенсацией роду невесты за потерю женщины-работницы. По современным представлениям калым наравне с приданым является вкладом двух родов в формирование общего имущества будущей семьи.
Следующий этап — щыгъынкъахьыжь (щигынкахыж). Это когда от трёх до пяти человек со стороны невесты привозят её же вещи в чемоданах, а также пара больших корзин: одна — с фруктами, другая — со всякой косметикой, которая называется пIырынэ (пырынэ). ПIырынэ дарят всем девочкам и молодым девушкам, которые пришли на свадьбу.
На следующее утро невесту наряжают в красивый национальный костюм — сае. Жених обычно в обыкновенном строгом костюме. Очень жаль, что красивая традиция утрачена, когда жених одевал на свадьбу национальный костюм — цые. Ведь душа радуется, когда видишь мужчину в такой одежде.
После того, как невесту нарядили, красивый свадебный кортеж направляется в ЗАГС. После регистрации начинается настоящая свадьба — нысэщэ джэгу [нысэще джегу] (свадьба). На свадьбе обязательно присутствует джэгуакIо, который руководит всем процессом свадьбы. Его главная задача — сделать так, чтобы гостям не было скучно.
Нет смысла описывать саму свадьбу, с обильным кавказским застольем, поздравлениями и танцами под адыгейскую гармошку, однако есть в ней одна особенность. На свадьбе не присутствуют родители и родственники невесты. Исключение составляют лишь ее неженатые братья и сестры.
Все время с пятницы по воскресенье в доме жениха не закрываются ворота. Это означает, что любой незнакомый человек, идущий мимо, имеет право зайти в дом. Его встретят и угостят как желанного гостя.
В воскресенье происходит еще одно важное событие. Молодая жена в сопровождении свекрови едет в свой отчий дом. Теперь наступает время второго свадебного периода, когда собираются родственники и друзья невесты.
Вот собственно и самые основные этапы. В заключение ещё раз отметим, что адыгская свадьба отличается своим богатым колоритом, который выражает долгую историю этого народа.
С уважением, С. Самогова. |