Здравствуйте, дорогие читатели!
Продолжаем с вами пополнять свой словарный запас. На сегодняшнем занятии будем учить местоимения. Местоимения в адыгейском языке выполняют много важных функций. А какие, мы сегодня и узнаем.
В адыгейском языке шесть местоимений, но нет понятия рода, то есть слова "он", "она" имеют один перевод "ар" или "ащ".
Слово
|
Транскрипция
|
Перевод
|
Сэ
|
сэ
|
я
|
О
|
уо
|
ты
|
Ар, ащ
|
ар, ащ
|
он, она
|
Тэ
|
тэ
|
мы
|
Шъо
|
шо
|
вы
|
Ахэр, ахэмэ
|
ахэр, ахэмэ
|
они
|
Данные местоимения легко произносятся, кроме слова "шъо". Давайте попробуем произнести этот звук. Вот описание: боковые края языка слегка примыкают к верхним коренным зубам, кончик языка находится между передними зубами, но не касается их. Губы вытянуты, и воздух проходит между ними, после чего произносим букву о. Получается такой слегка посвистывающий звук. Этот звук получается ещё тогда, когда не получается свистеть.
В предложении, где есть местоимение, всегда есть приставки в глаголах или в прилагательных, которые образованы от этого местоимения. Однако, в третьем лице единственного и множественного чисел отсутствуют приставки. Обычно местоимение стоит в начале предложения.
Попробуем просклонять прилагательное "дахэ" — "красивый" в предложении.
Л., ч.
|
Предложение
|
Транскрипция
|
Перевод
|
1 л., ед. ч.
|
Сэ сыдах.
|
сэ сыдах
|
Я красивая.
|
2 л., ед. ч.
|
О удах.
|
уо удах
|
Ты красивый(ая).
|
3 л., ед. ч.
|
Ар дахэ.
|
ар дахэ
|
Он(а) красивый(ая).
|
1 л., мн. ч.
|
Тэ тыдах.
|
тэ тыдах
|
Мы красивые.
|
2 л., мн. ч.
|
Шъо шъудах.
|
шо шудах
|
Вы красивые
|
3 л., мн. ч.
|
Ахэр дахэх.
|
ахэр дахэх
|
Они красивые.
|
Теперь просклоняем глагол "мэпсэу" - "живёт" в предложении.
Л., ч.
|
Предложение
|
Транскрипция
|
Перевод
|
1 л., ед. ч.
|
Сэ сэпсэу.
|
сэ сэпсэу
|
Я живу.
|
2 л., ед. ч.
|
О опсэу.
|
уо уопсэу
|
Ты живёшь.
|
3 л., ед. ч.
|
Ар мэпсэу.
|
ар мэпсэу
|
Он(а) живёт.
|
1 л., мн. ч.
|
Тэ тэпсэу.
|
тэ тэпсэу
|
Мы живём.
|
2 л., мн. ч.
|
Шъо шъопсэу.
|
шо шопсэу
|
Вы живёте.
|
3 л., мн. ч.
|
Ахэр мэпсэух.
|
ахэр мэпсэух
|
Они живут.
|
На этом занятии мы разобрали принцип построения предложения с местоимениями, образование приставок и рассмотрели несколько примеров. Опираясь на эти примеры, можно самостоятельно составлять простые предложения. |