Встреча с Валентиной Фёдоровной Брафтовой состоялась за несколько дней до её юбилея.
— Не люблю свой день рождения, — говорит она, — суета, хлопоты. Хотя очень люблю готовиться к любому семейному празднику. Сейчас этим больше дети занимаются. Вот в доме ремонт затеяли. Ну как же, говорят, вся родня соберётся. Собственно, все вместе часто собираемся и не в юбилеи. Поводов хороших для этого немало. Хотя жизнь не только из белых полос состоит. И не только радость объединяет семью. В такой период ещё острее понимаешь, как важно детям передать всё то, что сохраняет семейные ценности.
Ведь что такое дом для человека? Это в первую очередь дом, в том его понимании, когда он полон родных и любимых людей, где можно найти успокоение и поддержку, где тебя все любят и заботятся о тебе. И ты в свою очередь беззаветно любишь своих родных. Это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Так устроен человек, и такова жизнь....
— У вас, насколько мне известно, большая семья.
— Когда я вышла замуж второй раз, у Бислана было трое детей, у меня — дочь. Его дети с нами не жили, конечно. Потом у нас родились дочь и сын. А кроме этого мы воспитывали моих племянника и племянницу. Их мама, моя сестра, рано умерла. Сынишке её было 10 лет, дочке — семь. Понятно, что мужчине трудно справляться со всеми обязанностями. Да и в интернат их могли отправить. Но Бислан с первых же дней настоял, и мы забрали их к себе. Вот впятером они и жили с нами. Тесновато было в старом доме, построили новый, большой, чтобы места всем хватало. Теперь в этом доме один из моих внуков со своей семьёй живёт. А я, чтобы не мешать им, перешла полностью в тот дом, в котором жили в молодости.
— Валентина Фёдоровна, ваша семья не только многодетная, и не только смешанная, включающая детей от разных браков. И ваш брак смешанный — вы русская, муж — адыгеец…
— И жили очень хорошо, должна сказать. У детей и внуков, не у всех, тоже смешанные браки. Я считаю, что и их семейная жизнь сложилась счастливо. На ноги всех поставили, жильё своё у всех есть, профессию выбирали самостоятельно. Мы воспитывали их так, чтобы ни нам, ни им самим не было стыдно людям в глаза смотреть. Если взять во внимание семейный уклад, так наши обычаи и традиции и обычаи с традициями у адыгов во многом схожи. Есть различия, конечно.
— Наши родители сами воспитаны в духе патриотизма, интернационализма, поэтому при выборе супругов у нас, у детей, не было каких-либо запретов жениться или выходить замуж за человека другой национальности. То есть, обзаводились мы семьями по душе, по любви, — добавляет одна из дочерей Валентины Фёдоровны.
— Это одно, — продолжает беседу В. Ф. Брафтова. — Никакой союз невозможен без уважения и взаимопонимания мужа и жены. взаимоотношения между супругами, между родителями и детьми достигают высокого уровня развития только при условии, когда каждая сторона понимает чувства, стремления и интересы другой. При этом недопустимо насильственное вмешательство и вторжение в личное пространство сына или дочери с целью сломать, подчинить другую личность и "переделать" ее под себя. Честность и искренность являются залогом чистоты и прозрачности отношений между мужем — женой и родителями — детьми. Эти качества порождают другой неотъемлемый атрибут счастливого дома — доверие. Доверие невозможно купить ни за какие деньги, его можно с трудом заслужить и очень легко потерять....
— Но ведь не бывает всегда гладко…
— А кто сказал, что бывает? Но надо уметь сдерживать конфликты, "гасить" их в самом начале. Мудрость женщины не в умении отстаивать свою точку зрения в жарких спорах, а в способности их избежать. В споре зачастую не истина рождается, а поводы для обид.
— Вы мудро рассуждаете...
—Мудрость приходит с годами. Это выражение не лишено смысла. Что заключает в себе мудрость? Здесь важен не возраст, а опыт. Можно и в сто лет не понять, в чём она, эта мудрость. Создать по-настоящему крепкую семью, а я свою семью такой и считаю, и покойный муж знал это, — не просто. Это, скажу откровенно, — искусство. И этому искусству я училась у жизни, у своей свекрови, она 18 лет жила с нами.
— Всех детей любите одинаково?
Валентина Фёдоровна одарила меня таким взглядом, что я пожалела о таком вопросе.
— Разве можно иначе? — горячо заговорила она. — Когда в семье один ребёнок, ему и вся любовь отдаётся. Это понятно. Наверное, Бог не зря послал мне такое испытание — воспитывать и сводных детей, и племянников, и единоутробных. Мы никогда не делили их на своих или не своих. Они всегда наши. И любовь, сколько её есть в моём сердце, делится на всех поровну. Причём, не только на детей, теперь и на внуков, их десять, и на правнуков — их семь.
— Вы счастливая женщина?
— И не только я. Но и вся семья. А счастливая семья — это не судьба и не удача, а постоянная, глубокая, внутренняя работа. После смерти Бислана я почувствовала одиночество, трудно было сердцем понять, что его не стало. Но дети помогли мне пережить это горе. Они не оставляют меня без внимания. И им за это моя материнская благодарность. Сейчас, когда мне исполнилось 70 лет, кажется, что я им в своё время недоуделяла внимания. Работала на производстве, домашних дел было невпроворот. Но, думаю, они меня понимают…
От автора. Конечно, понимают. Ведь на взаимном уважении строится вся сила семьи. Это тот необходимый фундамент, на котором построено счастье. "Даже если ты на ладонях пожаришь яичницу для своей матери, ты не искупишь своего долга перед ней", — говорят в народе. Внимание и любовь к матери, забота о ней должны быть в сердце каждого человека. Роль Матери как хранительницы семьи и народа неоценима!
Г. Шовгенова. |