Четверг, 20.06.2019
Дорогие земляки! Всегда рады видеть вас на нашем сайте! Давайте вместе делать нашу газету лучше. Пишите, делитесь впечатлениями, сообщайте интересные новости. Оставайтесь с нами!
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Новости загрузка новостей...
Главная » 2010 » Декабрь » 17 » Терроризм и экстремизм: вопросы ответственности. * 18.12.2010 г. № 97 (9723)
Терроризм и экстремизм: вопросы ответственности. * 18.12.2010 г. № 97 (9723)
22:49
Правовую основу противодействия терроризму и экстремистской деятельности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, федеральные законы «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности» и другие законы, нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. В декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и Совета Безопасности отражено, что «террористические акты, совершаемые в политических целях, ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы соображениями политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или любого другого характера, которые могут приводится в их оправдание», «террорист не признается лицом, которое может рассчитывать на политическое убежище», «отмечается взаимосвязь терроризма, экстремизма, незаконного оборота наркотиков и оружия, организованной преступности и коррупции». 
Международные правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму тесно связаны с нормами гуманитарного, религиозного, беженского права, с международными стандартами в области прав человека. Необходимо отметить наиболее значимые международные правовые документы по вопросам противодействия терроризму и экстремистской деятельности, это: Международная Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма, Международная Конвенция о борьбе с захватом заложников, Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма, Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Совместная Декларация Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом, Соглашение между Правительствами государств-участников Черноморского экономического сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах, Договор о коллективной безопасности, Концепция сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, Модельный закон СНГ о борьбе с терроризмом и др. Конституция Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя -и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Основной закон государства гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка. происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а равно пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства; пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации от 12.05.2009 № 537? в качестве средства и целей обеспечения государственной безопасности, предусмотрено создание развитой системы выявления и противодействия политическому и религиозному экстремизму, национальному и этническому сепаратизму, механизмов предупреждения межнациональных конфликтов. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации в перечне факторов, создающих широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны, названо увеличение масштабов терроризма. Деятельность экстремистских организаций и группировок в настоящее время продолжает оставаться серьезным фактором дестабилизации социально-политической ситуации в России, представляет собой серьезную угрозу безопасности и территориальной целостности страны. Основным субъектом по руководству борьбой с терроризмом и обеспечению ее необходимыми силами, средствами и ресурсами является Правительство Российской Федерации, а субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции: Федеральная служба безопасности Российской Федерации; Министерство внутренних дел Российской Федерации; Служба внешней разведки Российской Федерации; Федеральная служба охраны Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принадлежит одна из ведущих ролей в вопросах организации и осуществления деятельности по предупреждению (профилактике) терроризма и экстремизма.
Указом Президента Российской Федерации N 116 «О мерах по противодействию терроризму» от 15.02.2006 для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений образованы антитеррористические комиссии. Статьей 24 Федерального закона «О противодействии терроризму» предусмотрена ответственность организаций за причастность к терроризму. Запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 - 206, 208, 211, 277 - 280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации. Организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность - запрещению) по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора. Решение суда о ликвидации организации (запрете ее деятельности) распространяется на региональные и другие структурные подразделения организации. Имущество такой организации подлежит конфискации и обращению в доход государства. Данные правила также распространяются на иностранные и международные организации, а также на их отделения, филиалы и представительства в Российской Федерации. На основании ст. 4 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» субъектами противодействия экстремизму являются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» предусматривает, что при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения. В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено данное предостережение, может быть привлечено к уголовной, административной или гражданско-правовой ответственности в установленном законом порядке. Общественному или религиозному объединению либо иной организации в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности, в том числе в деятельности хотя бы одного из их региональных или других структурных подразделений, признаков экстремизма, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности. В случае, если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежит ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.
В случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации уполномоченным государственным органом, осуществившим регистрацию данного средства массовой информации, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности. Если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации, деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению. В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. В случае осуществления общественным или религиозным объединением. либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора. В случае принятия судом по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, решения о ликвидации общественного или религиозного объединения их региональные и другие структурные подразделения также подлежат ликвидации. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного или религиозного объединения либо иной организации, ликвидируемых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, подлежит обращению в собственность Российской Федерации. В Российской Федерации запрещаются распространение через средства массовой информации экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности. В случае осуществления средством массовой информации экстремистской деятельности деятельность соответствующего средства массовой информации может быть прекращена по решению суда на основании заявления уполномоченного государственного органа, осуществившего регистрацию данного средства массовой информации, либо федерального органа исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.
Запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. На территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. Автор печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков экстремизма признается лицом, осуществлявшим экстремистскую деятельность. За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью. При проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности, рганизаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения. Участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие, а также предметы, специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам. При проведении массовых акций не допускаются привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов. В случае обнаружения обстоятельств, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, организаторы массовой акции или иные лица, ответственные за ее проведение, обязаны незамедлительно принять меры по устранению указанных нарушений. Несоблюдение данной обязанности влечет за собой прекращение массовой акции по требованию представителей органов внутренних дел Российской Федерации и ответственность ее организаторов по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение действий (бездействия) указанной категории, предусмотрены следующие виды ответственности и наказания:
 - неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма влечет наложение штрафа в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; - нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет наложение штрафа до 2 тыс. рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток;
- за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики предусмотрено наказание в виде штрафа до 2 тыс. рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток;
- за организацию деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности, предусмотрено наказание до 2 тыс. рублей.
- за производство и распространение экстремистских материалов предусмотрено наказание в виде штрафа до 100 тыс. рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
К уголовно-наказуемым деяниям террористической и экстремистской направленности Уголовный кодекс Российской Федерации относит преступления. предусмотренные ст. 205-206, 208, 211, 277-280, 282.1, 282.2, 360 УК РФ, а также ст. 136, 148, 149, 212, 239, 278-280, 282-282.2, 357 УК РФ, ст. 105, 111, 112, 1 15-117, 119, 141-142.1, 150, 213, 214, 243, 244, 281, 335, 336 УК РФ, если они совершены по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. За совершение перечисленных преступлений предусмотрено наказание в виде лишения свободы от 2 до 20 лет лишения свободы или пожизненное лишение свободы за наиболее тяжкое преступление, к примеру: за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 3-5 лет; за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 2-5 лет; за организацию деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 6 лет; за заведомо ложное сообщение об акте терроризма предусмотрено наказание в виде штрафа до 200 тыс. рублей и до 3 лет лишения свободы; за участие в незаконном вооруженном формировании предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет; за содействие террористической деятельности (склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение преступлений террористического характера) предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 4-15 лет; за совершение террористического акта, повлекшего смерть человека, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 15-20 лег или пожизненное лишение свободы.
При этом, законодателем установлены случаи освобождения от уголовной ответственности за совершение указанных преступлений. Так, лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти ил иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления; лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения, либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности и лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождаются от уголовной ответственности, если в их действиях не содержится иного состава преступления.
Терроризм и экстремизм в любых формах своего проявления стали одними из самых общественно опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI век. Эффективное противодействие терроризму и экстремистской деятельности общегосударственная задача, для выполнения которой требуется мобилизация всех ресурсов и усилий уполномоченных органов, общественных организаций и граждан. Нормативное правовое регулирование вопросов противодействия терроризму и экстремизму ориентировано на предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений указанной категории в целях соблюдения равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы. национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии и убеждений.
А. Красильников.
Старший помощник прокурора республики по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму.
Просмотров: 507 | Добавил: Sat | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 266
Советская Адыгея
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Новости загрузка новостей...
    Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный хостинг uCoz