В последние годы, к сожалению, развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Замыкаясь на телевизоре, компьютере, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние и настроение другого человека, реагировать на них. Коллектив детского сада "Ромашка” данную проблему решает при помощи театрализованной деятельности.
Сначала это была творческая мастерская, а теперь экспериментальная площадка "Маленький актёр”. Практика работы нашего детского сада показывает, что театрализованная деятельность с детьми стала действенным средством всестороннего развития личности, воспитания активности, уверенности в своих силах, инициативы. В педагогическом процессе она выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Чем полнее и эмоциональнее восприятие литературных произведений, тем выше уровень театрального воплощения.
Постановка сказки — это чудесный ключик, который открывает дверцу в волшебный мир образов, красок, звуков. Это творчество, импровизация, требующие от детей труда и фантазии, а от взрослых — выдумки и изобретательности в режиссуре, костюмах и декорациях, Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость. В ходе подготовки к спектаклю мы стараемся соблюдать несколько основных правил:
• не перегружать детей;
• не навязывать своего мнения;
• не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
• предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.
По опыту можем сказать, что при соблюдении этих условий дети с удовольствием участвуют в репетициях, работают с желанием и радостью. Начальный этап работы над спектаклем связан с выбором произведения. Первоначально детей знакомим с содержанием произведения, а затем с составленным сценарием. С детьми мы обсуждаем характеры персонажей. Один из важных этапов работы над спектаклем — этюды с импровизированным текстом. Вначале дети бывают скованными, что затрудняет свободную игру эпизода. Но постепенно, они действуют уверенно и более естественно. В этом заслуга всех педагогов ДОУ и родителей детей-участников спектакля. Понять содержание спектакля помогает музыкальное сопровождение, которое даёт возможность окунуться в волшебный мир музыки, слов и движений. Практически в каждом сюжете спектакля герои исполняют либо песню, либо танец. Это придаёт яркость и колорит всему спектаклю.
Довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий эмоциональный отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания позволяют занятия сказкотерапии. В игру включаются только те дети, которые сами этого хотят. Большое внимание уделяется двигательной активности. Для лучшего осознания смысла выполняемых движений воспитатель анализирует с детьми показанные варианты, побуждает их к развёрнутым высказываниям-комментариям. Дети вместе с воспитателем разыгрывают отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети. Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.
Изготовление декораций и костюмов одно из важных компонентов успеха на пути к премьере. Над этим работает весь коллектив нашего детского сада. И здесь проявляется творчество и фантазия каждого, а в результате получаются интересные экспонаты, которыми впоследствии оформляются интерьеры и уголки детского сада. Премьера — это всегда волнение, суета и, конечно же, приподнятое праздничное настроение. Дети осознают, что театральное искусство коллективно, что от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. Постановка его объединяет весь коллектив детского сада и детей. Спектакль помогает научить детей дружить, любить, сопереживать.
Е. Овчинникова.
Старший воспитатель МДОУ "Ромашка”. |