10 сентября 1909 года в семье Шевченко Михаила Демидовича и Евдокии Васильевны родился сын, впоследствии появились еще пятеро детей. В судьбе каждого человека отражается судьба страны, в которой он родился. Изучая жизненный путь нашего земляка Сергея Михайловича Шевченко, генерал-майора авиации, можно с уверенностью сказать, что он шел вперед вместе со своей страной, которой он служил.
Его отец М. Д. Шевченко родился в 1888 году в семье рабочего Воронежской губернии. Когда происходило укрепление южных границ России от набегов турок и горцев, переселился с родителями на Кубань. Работал по найму у помещиков, служил в царской армии, был участником войны с турками. После революции два года служил в Красной Армии. в 1908 году женился.
Семья матери Сергея Михайловича проживала в станице Келермесской. Бабушка, Мария Кирилловна, за активное участие в борьбе против царского самодержавия была арестована и убита кадетами на площади станицы (сейчас там находится сельская администрация). Ее муж, сын и дочь, мать нашего знаменитого земляка, были заключены в майкопскую тюрьму, откуда в 1919 году были освобождены рабочими завода «Майбук». После травм, полученных в тюрьме, Евдокия Васильевна осталась инвалидом на всю жизнь.
Семья Шевченко в связи с арестом была вынуждена покинуть Келермесскую и переехать в х. Шишкинский. Там Сергей закончил шесть классов и работал по найму в батраках, чтобы помочь родителям. По воспоминаниям его сестры Елены, жили впроголодь, топить было нечем. Для отопления и готовки пищи собирали кизяки, хворост. В это время появились первые трактора, крестьяне объединялись в коммуны, так как вместе было легче работать, получать более высокие урожаи. Сергей пошел учиться на тракториста и до 1929 года работал в коммуне.
Затем недолгая работа слесарем-монтажником в автотракторной ремонтной мастерской в ст. Дондуковской, а в 1930 году стал бригадиром в Гиагинской МТС. Работа спорилась, он находил подход и к молодежи, и к старшему поколению, вступил в ряды КПСС.
И быть бы ему тружеником села, растить хлеб для страны, но служба в армии, куда он был призван в ноябре 1931 года, изменила эти планы. Заметив дисциплинированность, готовность к любым сложным заданиям бойца, командование направляет его в полковую кавалерийскую школу, а затем в августе 1932 года — на курсы пилотов в Высшее мореходное авиационное училище имени И. В. Сталина в г. Ейск.
Именно это событие стало поворотным в жизни молодого курсанта. После окончания обучения С. М. Шевченко предлагают остаться работать в училище на должности инструктора-летчика, затем командира звена. Начавшаяся в 1939 году война с Финляндией помогла ему проявить свои бойцовские качества — волю к победе, умение принимать ответственные решения перед лицом опасности. 34 боевых вылета совершил он на самолетах И-16, СМ-62, за что награжден был орденом Красного знамени. В апреле 1940 года назначается заместителем начальника по летной подготовке в родном училище. С началом войны работа С. М. Шевченко стала очень необходимой для страны — подготовка молодых летных кадров была ответственным и жизненно важным делом.
В 1943 году Сергея Михайловича назначают помощником командира ВВС Северного Флота по летной подготовке. Задачей советских военно-воздушных сил была не только борьба с авиацией противника, но и участие в боевых действиях сухопутных войск и военно-морского флота. Морская авиация, кадры для которой ковал наш земляк, наносила сокрушительные удары по вражеским позициям как на воде, так и на суше.
Множество наград отмечают славный боевой путь С. М. Шевченко: ордена Красной звезды, Отечественной войны I степени, Нахимова II степени, медали «За оборону Советского Заполярья» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Война закончилась, но служба продолжалась. И где бы ни трудился Сергей Михайлович, везде он храктеризовался как грамотный, дисциплинированный, ответственный офицер, способный брать на себя ответственность за собственные решения.
Эти качества способствовали тому, что в 1951 году он получил звание генерал-майора авиации. Закаленные военные кадры необходимы и после войны. В 1953 году приказом министра обороны СССР С. М. Шевченко был переведен в Москву и назначен старшим инспектором инспекции авиации ВМС Главной инспекции министерства обороны СССР. А через два года — помощником командующего ВВС КБФ по строевой подготовке. Но напряженные годы службы, сопряженные с риском для жизни, не прошли бесследно. После двух инфарктов Сергей Михайлович был уволен в запас. Но он не сидел без дела. Работал инструктором по воспитательной работе автомотоклуба в ДОСААФ, неоднократно руководил и был участником автопробегов Москва — Ростов — Тбилиси — Ереван — Батуми — Москва (1959 г.), Москва — София (1969 г.), Москва — Севастополь — Москва. После смерти жены в 1984 году переехал в станицу Гиагинскую, где у него остались две сестры. Братья Петр и Николай погибли в Великой Отечественной войне, Иван умер от воспаления легких еще в далеком 1933 году. Николай пошел по стопам старшего брата и отучился на летчика в том же училище, был сбит в небе над Петергофом.
Каждый год во время торжественной линейки в СОШ № 1 в праздник Победы звучит и его имя. Здоровье Сергея Михайловича все чаще давало знать о себе, и в 1990 году после третьего инфаркта его не стало. Он похоронен на Гиагинском кладбище, а его китель и фуражка хранятся в районном музее.
О. Волкова.
Директор краеведческого музея им. П. П. Тынченко. |