В 1899 г. кавказское начальство приняло самые крутые меры для искоренения разбоев. С этой целью каждая губерния была разделена на отделы, которые подчинили строевым штаб-офицерам. В свою очередь, отделы делились на участки, начальниками которых были сотенные или ротные командиры. В борьбе с разбойничьими шайками казачьи команды действовали в тесном содействии с полицией. Эта мера дала желаемый эффект: к зиме 1899 г. разбойничьи шайки, три года хозяйничавшие в Закавказье, были почти истреблены, а уцелевшие ушли в Турцию и в Персию. Покончив с бандитами, полтавцы в первых числах декабря возвратились на свои квартиры. О потерях 1-го Лабинского полка на границе сообщает скорбный список войскового архивариуса того времени Ивана Ивановича Кияшко. В 1883 г. казак Григорий Никитич Червяков из станицы Келермесской "убит на персидской границе в перестрелке с разбойниками".
Сегодня, когда пограничников почитают как народных героев, мало кто знает о казачьей пограничной службе в дореволюционной России. География мест дислокации частей Кубанского казачьего войска охватывала огромную территорию Европы и Азии - от Варшавы и Каменец-Подольска через Новороссийск и Тифлис до таких отдаленных мест, как укрепления Гуниб и Хунзах в Дагестанской области, местечко Пуль-и-Хатум и урочище Тахто-Базар в Закаспийской области. Наиболее трудной была служба на границах с Ираном и Турцией, где дислоцировались первоочередные Хоперский, Кубанский, Уманский, Полтавский, Лабинский, Кавказский (до 1884 г.) конные полки, 1-й и 2-й пластунские батальоны, 1-я, 2-я, 4-я и 5-я конно-артиллерийские батареи. Граница проходила по высокогорным районам с чрезвычайно тяжелым климатом и для людей, и для лошадей. Температура нередко по ночам и утром опускалась на несколько градусов ниже нуля, а днем повышалась до +46 градусов по Цельсию. Кордонная линия представляла из себя цепь кордонных постов и дороги (нередко — тропы), устроенные между ними. Казачьи части на кордонной службе обязаны были охранять границу от провоза контрабанды, от "прорыва хищников" и прохода "нелегалов", от внесения на территорию империи чумы и "всякой заразы из-за границы".
История пограничной охраны и казачества в России тесно переплетены — в силу специфики национальных традиций, но — тем не менее, недостаточны известны.
Охрана границ Государства Российского, как род войск, зародилась ещё в конце XIV века, когда были созданы "сторожи" — станицы, которые были преобразованы в засечные линии — комплексы пограничных укрепленных пунктов.
В 1574 г. все станицы были подчинены единому руководству, а тремя годами раньше вышел первый документ, регламентировавший пограничную службу — "Уложение о станичной службе".
Границы охраняли казачьи войска: Донское (с 1570 г.), Оренбургское (с 1574 г.), Терское (с 1577 г.), Сибирское (с 1582 г.) и Яицкое, или Уральское (с 1591 г.). Позднее к ним присоединились Забайкальское (с 1655 г.), Кубанское (с 1696 г.) и Черноморское (с 1787 г.) войска.
В. Затолокин. |