Понедельник, 17.06.2019
Дорогие земляки! Всегда рады видеть вас на нашем сайте! Давайте вместе делать нашу газету лучше. Пишите, делитесь впечатлениями, сообщайте интересные новости. Оставайтесь с нами!
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Новости загрузка новостей...
Главная » 2012 » Март » 20 » Страницы истории. …Не меркнут лишь преданья старины. * 21.03.2012 г. № 21 (9849)
Страницы истории. …Не меркнут лишь преданья старины. * 21.03.2012 г. № 21 (9849)
21:03
Ученица 10 класса СОШ № 1 Александра Кутузова увлеклась исследованием на тему о развитии и становлении образования в станице Гиагинской в первой половине прошлого столетия. Свою первую работу на эту тему она представила на научно-практической конференции "Первые шаги в науку", которая проходила весной 2011 года в Майкопском государственном гуманитарно-технологическом колледже для старшеклассников общеобразовательных школ Республики Адыгея, студентов вузов Адыгеи и Краснодарского края. Исследовательская работа, выполненная Александрой Кутузовой, заняла первое место. Итоги ее исследования были опубликованы в нашей газете 2 ноября 2011 года.
Школьница не остановилась на достигнутом, она пополняла свою работу новыми материалами и фактами о развитии образования в станице Гиагинской. И осенью прошлого же года участвовала во Всероссийских краеведческих чтениях.
— Из Москвы я привезла диплом второй степени,— рассказывает о своих успехах А. Кутузова. — В моей первой работе в основу легли архивные материалы о зарождении образования в нашей станице, но потом я решила продолжить исследование на заданную тему, используя не только материалы Государственного национального архива РА, но и статьи местной периодической печати. А еще я решила обратиться к возможным свидетелям событий, о которых хотела рассказать.
Мне удалось узнать, что житель ст. Гиагинской Павел Иванович Рындин как раз оказался тем человеком, который мне и был нужен. Ведь именно он один из тех, кто в далекие 30-е годы прошлого столетия начал учиться в школе. Беседуя с ним, получила много полезной и интересной информации, достоверность которой смогла проверить в нашем школьном музее, Гиагинском краеведческом музее имени П. П. Тымченко и национальном архиве РА, за что очень благодарна в первую очередь Павлу Ивановичу, а также всем сотрудникам музея и архива.
В 1937 году, когда Павел Иванович Рындин пошел в первый класс, в станице Гиагинской была одна школа I ступени (4-классная начальная школа), располагавшаяся в разных зданиях станицы, каждый класс размещался в отдельно стоящем помещении. В первый класс Павел Иванович ходил в школу, которая находилась на улице Красной, на месте современной детско-юношеской спортивной школы. Во втором классе он посещал школу в здании начального корпуса СОШ № 3. В третьем классе обучался в здании, расположенном напротив центрального парка, сегодня в нем находится детский сад "Чебурашка". В здании, из которого недавно переехал центр социальной помощи населению, также было несколько комнат, где занимались третьеклассники. Учебные комнаты, были не очень большие. Ранее эти дома принадлежали зажиточным казакам и купцам.
По данным отчетов, сохранившихся среди документов Адыгоблоно, говорится о том, что школьные помещения были зачастую совершенно не пригодны для занятий. В зданиях отсутствовали коридоры, не было специальных помещений для клубных и спортивных занятий. В классах совершенно отсутствовала вентиляция. Мебель была не пригодна для учебных занятий. В центре любого из зданий, приспособленных под учебные заведения, находилась круглая печка, которой отапливались все комнаты, расположенные по кругу. Дрова в зимнее время выделялись только в расчете на учебное время, после окончания уроков ни уголь, ни дрова использовать для отопления нельзя было. Поэтому температура в здании к вечеру сильно снижалась, а ночью было очень холодно.
Электричества в станице не было, комнаты освещались масляными лампадками, которые сильно коптили и давали слабый свет. Но учителя каждый вечер проверяли тетрадки и готовились к следующему рабочему дню, писали конспекты уроков. Ребятишки любили заглядывать в окна к учителям. Их удивляло, как они так много времени проводят за чтением книг. Учителями, которых помнит Павел Иванович, были Мария Федоровна Смирнова и Ната Дмитриевна Смитская. Они со своими семьями проживали прямо в здании школы. После ухода детей с уроков, они раскладывали лежанки и готовили обеды, ужины, запах от которых оставался в классах до следующего дня.
По мнению Павла Ивановича, совершенно удивительными людьми были первые учителя советских школ. За очень низкую зарплату (в среднем 40-45 рублей), в плохо освещенных и плохо отапливаемых помещениях они обучали в одном классе до 39 учеников. Предметы, которые ученики изучали в школе, были очень простыми. Детей из крестьянских семей нужно было обучить письму и арифметике, поэтому и предметы были не замысловатыми: чистописание, чтение, арифметика, пение, рисование, гимнастика. Учителей-предметников не хватало, поэтому некоторые из них вели по несколько предметов.
Очень тяжело приходилось доставать в те времена учебные и письменные принадлежности. Учебники в школах выдавали учащимся, иногда продавали, но их всегда катастрофически не хватало. Поэтому трое-четверо ребят распределяли между собой время для подготовки домашних заданий и относили друг другу учебники, как только справлялись с работой. Тетрадки в сельмаг завозили только накануне нового учебного года, поэтому их брали сразу на весь срок. А в случае нехватки, купить тетради можно было только в Майкопе, до которого в те времена было не так-то легко добраться. Линеек, карандашей и ластиков в те времена не было. Совершенным чудом для ребят того времени были краски и цветные карандаши.
Чернила для ручек ученики делали сами из черной бузины, которая росла в каждом дворе. Разминая ягоды растения и выдавливая из него сок, дети отстаивали его, потом аккуратно сливали в специальную бутылочку и использовали для письма перьевыми ручками. На Новый год, другие праздники ученики вместе с учителями рисовали стенгазеты и открытки-поздравления.
Принимали в школу девочек и мальчиков с 8 лет. Обучались дети совместно. Учебный год начинался 15 сентября и заканчивался 1 июня. Учителя очень большое внимание уделяли организации учебного процесса. В архивных документах содержится информация о том, как была налажена идейная работа среди ребят. Школьников с первых дней учебы готовили к вступлению в октябрята, затем в пионеры. Вожатые и учителя вели постоянные беседы и собрания, на которых рассказывали детям о стране, революции, приучали к дисциплине и послушанию. В классах велось дежурство. Весь класс разбивался на звенья, каждое из них имело свое название, девиз, речевку, звеньевого. Между звеньями велось соперничество в учебе и трудовых делах.
Павлу Ивановичу Рындину очень запомнился подарок, который он получил на новогодней елке от директора школы. За отличную учебу и примерное поведение во 2-ом классе (1938-1939 учебный год) ему подарили пилотку-"испанку", штанишки на помочах, белую рубашку и кулек конфет с пряниками. Восторгу детей, получивших такие подарки, не было границ, это для них считалось настоящим новогодним чудом.
Задача первых школ состояла в том, чтобы подготовить толковых работников для заводов и фабрик. Тем не менее, из стен первых советских школ нашего района вышли талантливейшие люди. Павел Иванович рассказал о своих друзьях, с которыми он учился в школе. Дружба, начавшаяся еще в конце 30-х годов, продолжалась долгие-долгие годы. Одноклассниками П. И. Рындина были полковник космических войск, кандидат технических наук, лауреат Государственной премии СССР Фридрих Федорович Лавриненко, врач-отоларинголог, долгое время работавший главным врачом Гиагинской районной больницы Александр Захарович Ушаков, полковник пограничных войск, преподаватель высшего военного училища пограничных войск в городе Голицыно Московской области Виктор Павлович Алехин. Сам Павел Иванович Рындин окончил Харьковское высшее военное пограничное училище. Служил начальником застав на западной границе во Львовской области и на Памире. После отставки работал директором Гиагинского райпищекомбината и заместителем директора Гиагинской райзаготконторы.
Стоит отметить, что одним из первых учеников, обучавшихся в первой советской школе станицы Гиагинской, был легендарный Павел Иванович Чалов —Герой Советского Союза. В память о нем на здании одного из корпусов детского сада "Чебурашка" размещена мемориальная доска.
Г. ШОВГЕНОВА. (Продолжение следует).
Просмотров: 545 | Добавил: Sat | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 266
Советская Адыгея
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Новости загрузка новостей...
    Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный хостинг uCoz