Нарушения письменной речи, наряду с нарушениями устной речи, требуют большого внимания, как в школе, так и дома. Разумеется, полноценное обучение и коррекция невозможны без закрепления изученного материала, особенно если нарушение письма ярко выражено, а возможности часто посещать логопеда — нет. Школьный логопед обычно, если и задает домашнее задание, то старается минимизировать его объем и придать ему игровой характер (здесь уместна работа со схемами, ребусами, задания типа "вставить букву" и т.д.). Но не стоит забывать, что программа по русскому языку рассчитана на нормативно развивающихся учащихся. Детям, имеющим нарушения речи, приходится сложно как на уроке, так и при выполнении домашнего задания.
Как же оптимизировать процесс работы дома, сделать его менее обременительным и более результативным? Ответ один — взять под четкий контроль процесс выполнения задания дома!
Рабочее место при этом должно быть удобным. Стоит выключить различные шумовые раздражители (телевизор, музыкальный центр и т.д.). Стол, за которым выполняется задание, должен быть хорошо освещен. Поскольку, дети-дисграфики (имеющие нарушения письма), не отличаются большим желанием выполнять письменные задания. Они часто отвлекаются на любой звук.
Поэтому будет правильным убрать со стола предметы, которые не пригодятся ребенку в работе. Не лишним будет упомянуть о том, что ребёнок должен правильно сидеть, то есть — спина прямая, оба локтя на столе, голова на достаточном расстоянии от тетради.
Преимущество лучше отдать ручкам, которые пишут более тонко. Если ребёнок неправильно держит ручку и карандаш, то стоит уделить внимание и дать карандаш с тремя гранями и подобной насадкой на ручку.
Нужно обратить внимание на то, что всем детям, а тем более, имеющим нарушения речи, будет полезно письмо с послоговым проговариванием вслух, то есть ребёнок сам себе диктует по слогам и записывает в тетрадь. Если при чтении он делает много ошибок, путает буквы, переставляет слоги (дислексия), тоже необходимо перейти на более медленное, послоговое чтение. Полноценное овладение навыкам чтения целыми словами, возможно только при правильном слоговом чтении. Поскольку у детей с дисграфией часто "страдает" почерк (корявый, мелкий), надо обратить внимание ребёнка на то, что буквы должны быть крупными понятными. При этом можно отдать предпочтение различным прописям или игровым таблицами и материалам.
Стоит избегать длительной работы по прописыванию определённых букв, слогов в тетради, это может вызвать утомляемость и негативное отношение к работе подобного рода.
После выполнения ребёнком упражнения, следует попросить проверить написанное им задание. Здесь так же будет уместным медленное, послоговое чтение вслух написанного материала. Если ребёнок не заметил допущенную им ошибку, стоит указать на слово с ошибкой и попросить повторно его прочесть.
При выполнении письменных заданий большого объёма, лучше разбить его на части, чтобы избежать утомляемости ребёнка и негативного отношения к процессу письма. При планировании работы часто, лучше опираться не на объём выполненной работы, а на время занятия. То есть, определить временную границу занятия и озвучить ее ребёнку, чтобы он не пытался сделать задание наспех. В противном случае письменная работа будет неаккуратной и с большим количеством ошибок.
В перерывах между выполнениями письменной работы лучше отвлечь ребёнка игрой или совершить небольшую прогулку, чтобы ученик смог отдохнуть и переключиться на другой вид деятельности. Исключив компьютер и телевизор.
Не смотря на то, что современные дети стремятся провести свободное время у телевизора, а не с книгой, нужно стремиться приобщить ученика к чтению. Здесь очень важно учесть интересы ребёнка и не навязывать ему книгу, а отталкиваться от его пожеланий. Начать читать книгу можно вместе, то есть родитель читает, а ребёнок выступает в роли слушателя, например, по несколько минут, перед сном. Когда ребёнок заинтересуется книгой и сюжетом, целесообразно будет предложить ему почитать самому или для родителя. Стоит помнить, что дети очень любят делать что-то вместе с взрослыми, поэтому, подобная организация благотворно скажется и на процессе чтения и в межличностных отношениях родителей и детей.
Не лишним будет отметить, что дети, имеющие нарушения речи, должны соблюдать режим. То есть, в определенное время ложиться спать и в определённое время вставать. Должно быть постоянное время, отведенное для занятий, чтобы ребенок привык к этому и знал, когда ему сесть за домашнюю работу. Как уже было сказано, следует дозировать время, проведенное за компьютером и у телевизора.
Разумеется, факт соблюдения всех этих правил не сможет мгновенно искоренить все речевые проблемы ребенка, но существенно облегчит ему жизнь, поможет при обучении и создаст все предпосылки к устранению дефекта.
С. Дмитрачкова.
Учитель-логопед СОШ № 3. |