Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе, завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину. Услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.
Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства. Малыш ближе нас к природе, в прямом смысле этого слова, хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо, и груды мусора из контейнера угрожающе нависают над головой. Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и необычно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему. Поэтому задача и долг взрослых: родителей и педагогов — ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. Воспитание экологической культуры — долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.
Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Поэтому так важно ввести ребенка в природу с детства.
Выходя на прогулку, взрослые должны сознавать, что для детей — это путешествие в большой и многообразный мир. Ребенок исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может видеть в природе, и все это удивляет и радует. Мы, взрослые, вводим ребенка в этот прекрасный мир природы, раскрываем перед ним его тайны и законы, воспитываем правильное отношение к природе, потребность в ее познании, значит, можем и должны помочь ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний, в развитии умения познавать мир природы, приобщить его к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении. Поэтому так важно специально учить ребенка всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Важно помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если активно приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых — помочь детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.
В подготовительной группе детского сада "Тополек" ведется кружковая деятельность "Туристята", направленная на экологическое воспитание дошкольника. Дети познают природу через экспериментирование, экскурсии, наблюдения, опыты. Вместе с родителями ребята участвуют в конкурсах поделок из природного материала, в играх-путешествиях, в фотовыставках "Друзья природы". Работа кружка направлена на то, чтобы каждый ребенок ощутил, что природа — источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда.
Л. Караваева.
Воспитатель детского сада "Тополёк". |