Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста заключается в постепенном приучении его к самостоятельности.
Самостоятельность — ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто, особенно в 3 года, они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать: “Я сам!”
И мамы, которые пытаются препятствовать самостоятельности ребенка при овладении навыками самообслуживания, сохраняют за собой “ключевые позиции”, удерживают ребенка в зависимом состоянии, несомненно, наносят вред своему ребенку.
Если малыш не отличается сильным характером и бойцовскими качествами, он может сдаться и позволит одевать себя чуть ли не до школы.
Готовность и решимость осваивать навыки самообслуживания большинство детей демонстрируют где-то в возрасте трех лет, в период одного из кризисов взросления с доходчивым названием “Я сам!”. У ребенка появляется устойчивое желание самоутвердиться. И подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя!
Конечно, пятилетний ребенок выучится быстрее. Но за эти годы он может утратить главное — желание учиться. Стимулы исчезают, теряются. Ведь трехлетний ребенок будет безумно горд, когда впервые застегнет сам молнию на куртке. Пятилетний же ребенок, освоив это мастерство, ничего не почувствует. И в самом деле, в пять лет-то, чем тут гордиться? Это все сверстники давно умеют.
Формировать навыки самообслуживания надо вовремя, необходимо поощрять стремление ребенка к самостоятельности.
Давайте рассмотрим следующие ситуации
Первая ситуация.
Трехлетний ребенок с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец, после долгих усилий колготы почти надеты, но… наизнанку. Мать, прекращает, как она говорит, “эту бесцельную возню”, быстрым движением, не скрывая раздражения, стягивает с него колготы и натягивает их уже сама.
Малыш поднимает крик: ”Сам! Я сам!”
Мать строго говорит: ”Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь ”сам”.
Как вы думаете, правильно ли поступила мама? Каковы последствия такого поведения мамы? Бывали ли подобные ситуации у вас? Как вы выходили из них? Как лучше вести себя в таких ситуациях?
Мама поступила неправильно, мама может отбить у ребенка всякое стремление к самостоятельности, впоследствии ребенок может вырасти пассивным, ленивым.
Правильнее было бы обыграть ситуацию: “Ой, смотри какие глупые колготочки — перевернулись наизнанку! Давай им поможем — вывернем их обратно”.
Вторая ситуация.
Ребенку 3,5 года, он категорически отказывается сам одеваться. Аргументирует свой протест тем, что он еще маленький.
Почему так происходит? Как быть родителям в сложившейся ситуации?
Вероятно, в какой-то момент родители перехватили инициативу по одеванию- раздеванию в свои руки, не поддержали стремление к самостоятельности.
Можно данный процесс превратить в увлекательную игру: вот змея заползает в нору (одевание колгот, носок), вот поезд едет через туннель (натягивание свитеров и футболок через голову). Можно поиграть в прятки: одежда закрыла лицо — где наш малыш?
В процессе игры ребенок сможет незаметно для самого себя перехватить инициативу, почувствовать желание одеваться самостоятельно.
Памятка по формированию навыков самообслуживания.
1. Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
2. Поощряйте, хвалите своего ребенка даже за небольшие достижения.
3. Необходимо правильно руководить действиями детей, проговаривать что, как и в каком порядке делать.
4. Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия.
5. Если у малыша что-то не получается, не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
6. Старайтесь поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
7. Используйте игровые ситуации.
8. Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
Н. Коломыцева.
Воспитатель МБДОУ «Радуга» ст. Гиагинской. |