В последнее время участились случаи совершения мошеннических действий в сети интернет. В настоящем известны несколько способов обмана граждан злоумышленниками по средствам интернет-сайта "Авито".
Гражданин, разместив объявление на интернет-сайте "Авито" о продаже своего имущества, ожидает звонка на мобильный телефон. Ответив на звонок, поступивший с неизвестного номера, продавец надеется, что на другом конце провода с ним разговаривает честный и добропорядочный покупатель. В ходе телефонного разговора собеседник поверхностно интересуется о продаваемом имуществе. В итоге, обговорив условия сделки, злоумышленник предлагает перевести на банковскую карту продавца денежные средства в виде оплаты стоимости товара, либо под предлогом уплаты задатка. Продавец, предполагая, что в происходящем нет ничего подозрительного, сообщает злоумышленнику реквизиты своей банковской карты. После этого на мобильный телефон потерпевшего начинают поступать СМС-сообщения о происходящих операциях по счету его банковской карты, в том числе с одноразовыми паролями от "Мобильного банка". Содержание СМС-сообщений, потерпевший, вопреки предупреждениям: "НЕ СООБЩАЙТЕ ПАРОЛЬ НИКОМУ, В ТОМ ЧИСЛЕ СОТРУДНИКУ БАНКА", все же сообщает злоумышленнику. Получив полные данные банковской карты потерпевшего, преступник похищает денежные средства, путем перевода на банковские карты либо абонентские номера, которые зарегистрированы на подставных лиц. Злоумышленник также может предложить пройти к ближайшему банкомату и провести необходимые операции для перевода денежных средств.
Второй способ мошенничества является противоположным первому, т.е. объявление о продаже имущества размещает не потерпевшая сторона, а злоумышленник. Так, покупатель, обнаружив интересующее его объявление на "Авито", звонит по номеру, указанному в объявлении. Ответив на звонок, злоумышленник вводит в заблуждение потерпевшего и просит перевести ему на банковскую карту задаток, чтобы не продавать имущество другому покупателю, так как у них уже имеется устный договор. Потерпевший, поверив преступнику, переводит на банковскую карту последнего денежные средства, но желаемый товар так и не получает. Банковские карты, на которые переводятся деньги, а также абонентские номера, используемые злоумышленником, зарегистрированы на подставных лиц. Как правило, после перевода задатка злоумышленник выключает телефон.
Чтобы избежать подобного рода обмана, необходимо знать: никому нельзя называть ПИН-код банковской карты; одноразовый пароль, который поступает на ваш мобильный телефон или цифры на оборотной стороне банковской карты (реквизиты карты).
Б. Карданов.
Заместитель начальника СО ОМВД России по Гиагинскому району. |