Прошло 44 года, как они окончили школу. И решили встретиться, хотя видятся, друг с другом практически каждый день. Потому что большинство одноклассников живут в родной станице. Здесь сложились их судьбы. У кого-то по любви с первого взгляда и навсегда. А у кого-то — иначе. Но тоже по любви. Вспомнили всё. И как всем классом уходили с уроков и прохлаждались в сквере, и как собирали макулатуру или металлолом. Как ходили в поход в горы и ездили на экскурсии по городам-героям. Как сдавали экзамены и писали шпаргалки к ним, но не всегда и не все могли ими воспользоваться. Что было, то было…
Правда, долго раздумывали над тем, где провести эту встречу. Супруги Геннадий и Анна Фоменко любезно предложили организовать её у них дома. Места достаточно. Все дружно согласились. Ведь никто не ограничивал во временных рамках. Можно было и рассвет встретить. До этого, правда, не дошло. Но разъезжались — за полночь…
— Это мой первый выпуск, — рассказывает их бывшая классная руководительница Анна Алексеевна Шарова. Она принесла фотографии, на которых не все даже узнавали себя. Потому что нужно было всматриваться в пожелтевшие от времени снимки.
Анна Алексеевна после Адыгейского пединститута пришла работать в школу № 33, теперь это школа № 2.
— Много воды утекло, но эти мальчишки и девчонки в моей памяти и жизни остались навсегда такими, какими они были. С ними проходила моя юность, моё становление как учителя математики, как классного руководителя. Трудно было привыкать к этой роли. Одно дело дать урок по предмету и спокойно или не очень покинуть класс до следующего урока. А другое дело — быть с ними и во внеурочное время.
От автора. Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ученику в педагогическом коллективе школы. Слушая, как бывшие её ученики вспоминали о школьных днях, нетрудно было убедиться, что Анна Алексеевна была для них тем человеком, с которым они делили и радость, и беду. И ведь именно эти ученики называли её между собой ласково Аннушкой.
— Да, после этого класса, — продолжила Анна Алексеевна, — было ещё множество учеников, но эти — первые. Это как первый ребёнок у родителей. Не бывает у матери детей любимчиков или нелюбимчиков. Они её родная кровь. Но первый есть первый. Ты испытываешь самое трепетное, незабываемое ощущение. Так происходило и со мной, когда мне дали этот 7 "Б". Они к тому времени стали, можно сказать, уже личностями. У каждого — свои привычки, характер и норов тоже. Но к каждому нужно было найти свой подход, к каждому сердечку — ключик. И строгость не всегда уместна в этом деле. Я прощала им, что они между собой называли меня Аннушкой. Ведь мне тогда было 20 с копейками. Класс был дружный. Жили по принципу: один — за всех и все — за одного. Этим они и запомнились мне. Не знаю, почему, но никогда не читала им нравоучений, а тем более не водила в кабинет директора школы. Хотя с большим уважением относилась к Иосифу Георгиевичу Киму и училась у него секретам преподавательского мастерства. Но считала, что наши внутренние проблемы можно решать внутри класса. Беседы тет-а-тет, особенно с мальчишками, вела, конечно. Мне кажется, жизнь была бы унылой без таких парней, как в этом коллективе. Да и девчонки тоже всегда были активными, импульсивными. Никогда "не сдавала" своих учеников ни директору или завучу, ни родителям. Решали все проблемы сами. И это удавалось. Наверное, взаимопонимание между учителем и учениками родилось сразу. Они не были паиньками, кто-то учился на "отлично", кто-то посредственно. Большинство в классе — мальчишки, они-то и доставляли мне, как классному руководителю, забот и хлопот. Они давно хорошие семьянины, мужи, дедушки и просто замечательные люди, каждый состоявшийся в какой-то профессии. Да и все девушки заняли достойное место. В общем, я ими горжусь.
Вечер воспоминаний длился долго. Казалось, что все они забыли о времени. Держали отчёт о прожитых годах, о своих достижениях в жизни. Теперь они все пенсионеры. Но многие продолжают ещё работать.
Встреча прошла, но память о ней еще долго будет согревать сердца людей, которые с юношеским задором вспомнили детство и юность, своих учителей, которые дали им путёвку в большую жизнь.
Г. Шовгенова. |