В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции. Формирование правильного произношения — сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы, язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда переходить от одного движения к другому (артикуляционного уклада). Всему этому способствует артикуляционная и дыхательная гимнастика. Работая учителем-логопедом считаю, что нужно научить ребенка правильно выполнять дыхательную гимнастику. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга, нервную систему. Медленный вдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем они гиперподвижные, легковозбудимые. Правильное речевое дыхание — это основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Сначала проводятся игры на развитие длительного вдоха без участия речи. Важно следить за тем, чтобы при выполнении дыхательных упражнений ребенок не поднимал плечи, не напрягался, чтобы выдох был плавным и длительным. Выполняйте упражнения каждый день по 3-6 минут в хорошо проветриваемом помещении. Представляю игровые упражнения, в которые, родители могут поиграть вместе со своим ребенком дома.
"Кораблик". Кораблики могут быть самодельными из бумаги. Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой.
"Буря в стакане". В стакан наливаем 150 граммов воды и вставляем в воду трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку, затем усиливаем выдох — вода бурлит.
"Мыльные пузыри". Самое простое и любимое всеми детьми упражнение "У кого больше получится мыльных пузырей".
"Аист". Стоим прямо, поднимаем руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, выносим вперед и фиксируем положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опускаем ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш".
"Повторение фразы". В вазе стоят цветы, знакомые ребенку. Он их называет, затем вынимает какой-либо цветок, нюхает его и на одном выдохе произносит фразу: "хорошо пахнет". Фразы постепенно усложняются: "пион хорошо пахнет", "пион очень хорошо пахнет".
"Заучивание стихотворений". Заучиваем короткие стихотворения, а затем на одном выдохе ребенок произносит каждую строчку.
И помните, что ребенка не нужно заставлять выполнять упражнения. Дышите вместе со своими детьми, играя.
Д. Шепотько.
Учитель-логопед МБДОО № 7 "Радуга". |