С 1 января 2014 года вступили в силу два взаимосвязанных федеральных закона от 28 декабря 2013 года: № 426 "О специальной оценке условий труда" (далее СОУТ) и № 421 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О специальной оценке труда". Законы объемные и концептуальные. Первый вводит новый механизм оценки негативных производственных факторов, заменяющий прежнюю аттестацию рабочих мест, и распространяет его действие на сферу пенсионных отношений (чего не было ранее). Второй вносит изменения в несколько десятков законов РФ, в том числе в законодательство о негосударственных пенсионных фондах, о персонифицированном учете, об обязательном пенсионном страховании, о страховых взносах в социальные фонды и ряд других.
Закон "О специальной оценке условий труда" обязывает провести СОУТ всех рабочих мест в Российской Федерации безотносительно к их вредности или опасности. Магазины, офисы, кабинеты чиновников всех рангов, ремонтные мастерские, производственные цеха, сельхозпредприятия и так далее — словом, исследованию подлежат рабочие места, где люди зарабатывают себе хлеб насущный. Такой тотальный охват спецоценкой связан преимущественно с задачами охраны труда (в частности, при выявлении неблагоприятных факторов работодатель обязан будет либо устранить их, либо предусмотреть определенные защитные меры и компенсации для работников). Если предприятие успело провести аттестацию рабочих мест до 1 сентября 2013 года, она приравнивается к спецоценке. Ее результаты будут действовать до 2018 года.
Не требуется проводить СОУТ лишь в отношении надомных и дистанционных рабочих мест. Освобождаются от этой повинности также индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников. Кроме того, для организаций непроизводственной сферы, где нет вредных факторов, предусмотрена облегченная процедура — декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Это позитивно отразится в первую очередь на работодателях малых предприятий и предприятий непроизводственного сектора экономики: при декларировании работодатель будет освобожден от необходимости проведения дорогостоящих процедур по исследованию и измерению опасных факторов трудового процесса.
В Минтруда России оптимистично полагают, что введение СОУТ подвигнет работодателей больше заботиться о своих сотрудниках. Сегодня определяющим основанием для более раннего выхода на пенсию является длительная занятость работника в должностях и на производствах, предусмотренных Списками № 1, № 2 либо "малыми" списками. С 2015 года "списочный" подход становится недостаточным. Даже если данный работник поименован в том или ином списке, его право на досрочную пенсию будет зависеть от результатов специальной оценки условий труда и уплаты дополнительных страховых взносов либо в ПФР, либо в НПФ, с которым работодатель заключил договор о создании корпоративной системы досрочного пенсионного обеспечения.
Тариф дополнительных взносов устанавливается в зависимости от классов и подклассов условий труда, установленных по результатам СОУТ. Всего предусмотрены 4 класса: оптимальный (подкласс 1), допустимый (подкласс 2), вредный (подклассы 3.1; 3.2; 3.3 и 3.4) и опасный (подкласс 4). По оптимальному и допустимому классам ставка взноса нулевая. По вредному классу тарифы составят:
подкласс 3.1 — 2 процента;подкласс 3.2 — 4 процента; подкласс 3.3 — 6 процентов; подкласс 3.4 — 7 процентов.
И наконец, по опасному подклассу тариф дополнительных взносов установлен в размере 8 процентов. Обратите внимание, что если работодатель в 2014 году не осуществит СОУТ, с 2015 года он будет платить дополнительный взнос за опасные рабочие места по ставке 9 процентов, а не 8.
Проводить специальную оценку условий труда будут аккредитованные организации осуществлявшие проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Е. Танифастова. Специалист УТСЗН по Гиагинскому району. |