Что еще придумает человек ради удовлетворения собственной лени? Книга уже заменена интернетом, а значит и вся литература. О каком образовании можно говорить, если человеку стало проще кликать "Ок Google", чтобы получить скорый ответ, нежели прочитать информацию в проверенном печатном источнике. Мельтешение несвязанных между собой новостных сюжетов и рекламных роликов, бездумные клики по ссылкам в Сети, обрывистые тексты в СМИ делают наше сознание фрагментарным и не ясным. Начиная со школьников и заканчивая взрослыми людьми, можно смело сделать вывод: человек — потребитель: читает ровно то, что ему необходимо в данный момент, исключая "подробности". Сегодня даже выпускаются целые серии книг, написанных в стиле общения в чате и снимаются фильмы по законам клипа. Что это: новые технологии, созданные для удобства человека или новое оружие для уничтожения литературы?
“Краткость —сестра таланта” — разве?
Термин "клиповое мышление" несет в себе пустоту и деградацию, успешно проникающую во все слои общества. Интересно, кто-нибудь еще читает Достоевского или Толстого не в виде комиксов или краткого содержания? Люди, стоящие за разработкой такого типа мышления, возможно, в скором времени начнут и главную мысль произведения в одном предложении выражать. Действительно, к чему нам забивать светлую голову ненужными истинами.
Раньше думали, что проблемы "толстых" журналов и вообще книгоиздания вызваны интернетом, позволяющим получить легкий доступ к текстам. Так что за бумажной книгой остается только одно преимущество — тактильное и, пожалуй, обонятельное. Но клиповое мышление — еще более мощное оружие, поскольку убивает саму потребность в "длинных текстах". Самое дикое то, что литература и СМИ чувствуют эту угрозу и трансформируются так, чтобы соответствовать модному клиповому мышлению. Много пишут и говорят : литературная фраза становится все короче и короче. Толстовское предложение на полстраницы сменилось предложением в три-четыре слова: "Я вошел. Она сидела. Я подошел. Она встала". Популярным становится жанр миниатюры, заметки. Большинство пишущих не отдают себе отчет и только лишь подстраивают свои тексты под жанр, то есть пишут что-то очень коротенькое. Придумывают всякие слова: гипертекст, нелинейная литература и прочая дребедень. Что уж там говорить, когда сами писатели, вроде Вячеслава Пьецуха, который не понимает, почему Александру Сергеевичу Пушкину дарована такая слава , пользуются высказываниями великих поэтов и журналистов, умело обрезая их. ("И грустно смотрел на пьяных михайловских парней, которые поют и играют", "Догадал меня черт родиться в России с душой и талантом"). "Не полные" цитаты взяты Пьецухом из письма Пушкина к жене от 18 мая 1836 года. Слова поэта, полюбившиеся Пьецуху и его единомышленникам не являются выражением его мировоззрения. Клиповое мышление деформирует человеческое сознание и позволяет ему толковать информацию своевольно. Иногда возникает сомнение: а вообще кто-нибудь что-нибудь пишет, кроме постов и комментариев в блогах? Прочитала интервью с профессором Радой Грановской под заголовком " Люди с клиповым мышлением элитой не станут". В нем дан образ ребенка за компьютером и приведена умильная история про Стивена Джоббса, который ограничивал доступ своих детей к электронной отраве. Многие придерживаются мнения, что хотя компьютер генерирует клиповое мышление, но зато сами-то производители компьютеров обладают последовательным и мощным мышлением. Это, наверное, та самая элита - литературный мусор. На самом деле не только компьютерная индустрия, но и компьютерная наука переходят, а местами уже перешли на клиповое мышление. Еще двадцать лет назад для того, чтобы сделать что-то новое в этой области, приходилось ставить и пытаться решить довольно сложные математические задачи. По инерции это еще продолжается, а за решением сложных задач даже назначены миллионные премии. Но в настоящее время все эволюционирует настолько быстро, что поставленные задачи просто обходят стороной или находят вместо правильного решения, более подходящее. В изобразительном искусстве то же самое: клиповое мышление не способно понять, как можно писать картину несколько лет. Затем — как можно писать картину. Живопись перестала быть современным искусством. Это все равно, что книга в эпоху интернета. Человек мыслит не последовательно, а клипово — давно доказано, легче воспринимает текст, сопровожденный картинкой, посмотрит скорее семисекундное видео, нежели пятнадцатиминутное, но обладатель такого мышления не может анализировать ситуацию, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой. Например, жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают люди с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживанию других. В момент, когда в мире случаются громкие трагедии, люди сопереживают, однако градус сочувствия резко падает, ведь за это время через сознание людей прошло огромное количество новой информации. Клиповое мышление — мышление сиюминутного восприятия. Известный британский футуролог Джеймс Мартин, который предсказал появление интернета, разделил людей на два типа. Первый тип — "люди книги" — получают информацию от чтения и обладают "последовательным" мышлением. Второй тип — "люди экрана"— наделены клиповым мышлением. Преимущество последних в том, что они обладают скоростным откликом и быстрее реагируют на любые стимулы и изменения.
Сдал — забыл
Педагоги во всем мире бьют тревогу: дети мало читают и не понимают смысла прочитанного. Школьники плохо понимают чужие мысли, потому что написать изложение для них — сверхзадача. Студенты и ученики быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить произведения классической литературы. Спасательной лодкой для них все чаще становятся краткие пересказы произведений и готовые домашние задания. Потому что страна европеизируется. Просто есть русские, а есть русскоязычные, те же западники, которые отзываются о русской литературе и слове в общем, как о пессимизме, списывая все на то, что не видят в ней никакой истины и правды. По моему мнению, то же самое ЕГЭ направлено на деградацию подрастающего поколения : набил руку тестами, лишь бы сдать, сдал-забыл. Как говорил Федор Михайлович Достоевский: "Если есть на свете страна, которая была бы для других, отдаленных или сопредельных с нею стран более неизвестною, неисследованною, более всех других стран непонятою и непонятною, то эта страна есть, бесспорно, Россия для западных соседей своих.
Никакой Китай, никакая Япония не могут быть покрыты такой тайной для европейской пытливости, как Россия, прежде, в настоящую минуту и даже, может быть, еще очень долго в будущем…" Клиповое мышление пагубно для нашей страны.
Рекламное “послевкусие”
Недавно в Кубанском государственном университете факультета журналистики проходила презентация фестиваля "Каннские львы" продюсера и директора проекта "Ночь пожирателей рекламы" в России Даниила Костининского, на котором в открытую пропагандировалось то самое клиповое мышление. То есть, по его словам, краткость рекламной информации — мощный инструмент продаж. Поскольку в рекламе акцент делается на эмоции, человек теряет здравый смысл и способность анализировать и чаще делает ненужные покупки. После у человека может появиться чувство, будто им сманипулировали, но дать объяснение неприятному "послевкусию" сложно, ведь сознание затуманили эмоции.
Клиповое мышление прорезается во все сферы человеческой деятельности, ползет, как клоп по русской литературе и СМИ. Нет, я не против интернета, сама им пользуюсь. Замечательное средство быстрого нахождения нужной информации, но я против клипового мышления, так как мы не марионетки в руках распространителей информации, мы в состоянии сами прочитать полные сведения о той или иной новости и проанализировать их. Может, все-таки скажем клиповому мышлению "нет"?
Н. Силагадзе.
Студентка факультета журналистики КубГУ. |