Понедельник, 17.06.2019
Дорогие земляки! Всегда рады видеть вас на нашем сайте! Давайте вместе делать нашу газету лучше. Пишите, делитесь впечатлениями, сообщайте интересные новости. Оставайтесь с нами!
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Новости загрузка новостей...
Главная » 2010 » Март » 20 » Прекрасным пробуждать доброе
Прекрасным пробуждать доброе
22:17
Актёр — профессия особая. На театральных подмостках постоянно проходит экзамен на мастерство. И экзамен этот сдают только талантливые, по-настоящему любящие свою профессию люди. Такие, как Мурат Кукан, который уже больше тридцати лет находится во власти Мельпомены.
Начиналось все в 1976 году, когда выпускник ЛГИТМиКа начал покорять сцену Адыгейского театра. Хотя первые свои роли М.Кукан исполнил еще будучи студентом филологического факультета АГПИ. Впервые перед зрителями студенческого театра миниатюр Мурат Кукан предстал в образе короля-отца в спектакле по пьесе Е. Шварца «Голый король». Дебют был удачным, а потому, подающий большие надежды студент, всё чаще выходил на сцену, раскрывая для сокурсников, педагогов и самого себя все новые и новые грани своего таланта.
Естественно, что неординарные актерские способности студента-филолога не остались незамеченными, и вскоре ему предложили развить свой талант в стенах Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Впервые переступив порог храма искусств на Моховой, М. Кукан понял: он нашел, что искал. Собственно, с этого дня и началась актерская биография М. Кукана. Годы обучения в городе на Неве он до сих пор вспоминает с удовольствием и гордится тем, что ему посчастливилось постигать тонкости актерского мастерства под руководством профессора В. С. Андрушкевича, который вместе с не менее именитым преподавателем Н. К. Дециком воспитал целое созвездие адыгских актеров.
— Андрушкевич с нами буквально дневал и ночевал, — делится воспоминаниями актер, главный режиссёр Национального театра РА с библиотекарями и работниками культуры Гиагинского района, пришедшими на творческую встречу в читальный зал районной библиотеки. — А это очень важно. Важно, чтобы научили в себя верить. Да и сам город обладает огромным образовательным ресурсом. Живопись мы, к примеру, изучали в Эрмитаже или в Русском музее, историю — в Зимнем дворце. Сам дух Санкт-Петербурга, который по праву называют культурной столицей России, помогал настроиться на восприятие высокого искусства. Это была необыкновенная эпоха. Вообще в жизни актера должно многое совпасть, чтобы он стал успешным, — с уверенностью сказал М. Кукан.
Успешность Мурата Кукана — это скорее результат природной одаренности, желания постигать новое, постоянной работы над собой, самопознания и самосовершенствования. Ведь можно слушать, но не слышать. А Мурат Кукан, и без того имевший приличный багаж знаний в области литературы, искусства, истории, как губка впитывал все новое, прислушивался к советам преподавателей и в результате в Майкоп вернулся не просто профессиональным актером, а человеком разносторонне развитым. Сегодня Мурат Рашидович признаётся, что знания, полученные на филологическом факультете, очень помогли ему и поступить в театральный вуз, и реализоваться как актёру.
— Мне, в отличии от многих, не нужно было объяснять, кто такой Шекспир, Гоголь, Чехов… Когда ты понимаешь, о чём говоришь на сцене, знаешь эпоху, историю создания произведения, это очень помогает выразить чувства и эмоции героя. В драматургии ведь все сконцентрировано, и важно уметь передать настроение произведения словами, жестами, мимикой..,— делится секретами мастерства актер.
Мастерство актера измеряется не только количеством и глубиной ролей, но и умением расположить к себе публику. Улыбчивый и доброжелательный Мурат Кукан мгновенно оценил интересы аудитории, и вскоре встреча больше напоминала посиделки старых друзей. С той лишь разницей, что пел, играл на гитаре и травил анекдоты не старый друг, а человек, которого многие видели так близко впервые в жизни. А уж когда бархатный неповторимый голос Мурата Кукана зазвучал в песне, женские сердца, истосковавшиеся по романтике, забились чаще. Романсы и баллады в исполнении Мурата Рашидовича стали настоящим подарком к 8 Марта. Известно, что талант А.П.Чехова заключается в умении просто, коротко написать о правде обыденной, о будничной жизни, о невыдающихся людях. А талант М. Кукана заключается в умении раскрыть глубину чеховской мысли, скрывающейся за простым сюжетом, раскрыть подтекст произведения. Для работников культуры района актер исполнил монолог по рассказу А.П.Чехова «Невидимые миру слезы». Да так перевоплотился в образ, что зрители явно представили себе не только героев рассказа, но и карасей, плавающих в молоке, почувствовали запах ухи из стерляди и вкус пельмешек, посыпанных зеленью. Практически не меняя голоса, используя только интонацию и мимику, Кукан без труда создаёт не только мужские образы, но и женские, и зритель уже видит перед собой сонную, растрепанную и раздраженную, а позже улыбчивую и гостеприимную супругу Ребротесова. Показать за мелочами жизни их общее значение, философский смысл — вот задача М. Кукана. Именно поэтому в его репертуаре только глубоко философские произведения, в которых авторы просто и незатейливо говорят о проблемах современности.
Не менее актуальным был и монолог по рассказу В. М. Шукшина «Верую». Внимание и любовь М. Кукана к творчеству Шукшина объясняется просто: он сам из людей, любящих свою землю до боли в сердце, непримиримых к ханжеству, лжи, эгоизму, словом, из шукшинских героев, пытающихся понять, осмыслить жизнь, чтобы «душа не болела». А душа у актера болит. Болит за Россию, которую рвут на части олигархи. Болит за Адыгею, которая остается непознанной из-за не налаженной инфраструктуры туризма. Болит за людей, которые разучились радоваться простым вещам.
— Работать и жить, например, в Москве невозможно, — делится своими впечатлениями актер. — Люди обозленные, света белого не видят. Для чего они живут, никто из них не знает. Они и разговаривают друг с другом притворяясь. Приезжая к нам, они удивляются речке, корове, зеленой траве, настоящему адыгейскому сыру. Они радуются нормальным человеческим отношениям, словам…
Герои Шукшина близки актеру еще и потому, что они, как и Кукан, выходцы из деревни, где с ранних лет закладывается уважение к старшим, трудолюбие, традиционный жизненный уклад. Мурат Кукан, имеющий высокие звания, не раз бывавший за границей, общающийся с элитой театра и кинематографа, сохранил душевное тепло и открытость, присущую только выходцам из деревни. Поделился актёр и творческими планами.
— К 65-летию Победы в нашем театре поставлен спектакль «Вдовы», в котором задействованы как молодые актёры, так и актеры старшего поколения. Премьера спектакля прошла в ауле Блечепсин. Кроме этого, готовится праздничная программа, где в исполнении молодых актёров будут звучать песни военных лет.
В планах актера и съемки телевизионной программы, где он будет исполнять песни В. Высоцкого о войне. Военная тематика очень близка М. Кукану, отец которого прошёл боевой путь от финской до Великой Отечественной войны, был защитником Сталинграда, а мать с первого и до последнего дня войны работала в передвижном госпитале, прошла фронтовыми дорогами от Славянска-на-Кубани до Праги и демобилизовалась в звании старшины медицинской службы.
Зашёл разговор и о киноролях нашего знаменитого земляка, снимавшегося в фильмах и сериалах «Блок-пост», «Своя чужая жизнь», «Карусель», «Печорин», «Группа «Зета», «Актриса».
— В кино целенаправленно я не снимался. Съемки в кино — это очень большой труд, многочасовые ожидания, сложный грим, работа в сложных погодных условиях. — поделился впечатлениями актёр. — Когда играешь в театре, то видишь глаза зрителя, а в кино — ты должен выразить все эмоции перед бездушным объективом камеры. Хотя сегодня уже есть желание заняться работой в кино всерьёз, — подытожил М. Кукан.
Помимо авторского голоса, воплощенного в монологах и ролях, актер научился говорить от лица многочисленных персонажей, в том числе и голосом Л.И. Брежнева, ставшего героем анекдотов. Нужно сказать, что Кукану очень хорошо удается передать неповторимую дикцию и интонацию Брежнева, что, несомненно, говорит и о таланте пародиста.
«Роли, сыгранные М. Куканом, составили настоящую эпоху в истории Адыгского театра, стали частью художественного наследия адыгов в его театральной части», — пишет об актере театровед, член театральных деятелей России С. Шхалахова.
Это оценка творчества М. Кукана, которую дают критики или театралы, наблюдающие душевные муки сценического героя. Зрителям же Гиагинского района, пришедшим на встречу, повезло больше: благодаря инициативе заведующей методическим отделом центральной библиотечной системы Д.А. Хабоховой, содействию директора ЦБС Б.К. Аутлевой и начальника управления культуры МО «Гиагинский район» Н.Р. Нагоевой, они получили уникальную возможность увидеть не только Кукана-актёра, но и Кукана-человека, гражданина, отца…
История адыгского театра, в основе которого всегда находились традиции народного искусства, обрядового народного танца, сказительства интересна сама по себе. Но история театра — это не только череда премьер, бенефисов, режиссерских находок, но и судьбы конкретных людей, умеющих проживать жизни героев, как свои. Это летопись десятков актерских судеб, посвятивших себя одному общему и важному делу — прекрасным пробуждать доброе.
О. Бурьянова.
Просмотров: 838 | Добавил: Sat | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 266
Советская Адыгея
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Новости загрузка новостей...
    Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный хостинг uCoz