Четверг, 28.03.2024
Дорогие земляки! Всегда рады видеть вас на нашем сайте! Давайте вместе делать нашу газету лучше. Пишите, делитесь впечатлениями, сообщайте интересные новости. Оставайтесь с нами!
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Новости загрузка новостей...
Главная » 2013 » Март » 13 » Посвящается всем матерям. Поклониться б ей в пояс... * 9.03.2013 г. № 17 (9947)
Посвящается всем матерям. Поклониться б ей в пояс... * 9.03.2013 г. № 17 (9947)
08:29
Наша мама Затолокина (Костырина) Мария Ивановна 1927 года рождения умерла на 75-ом году жизни. И сколько я её помню, она всегда была в движении, в работе. И как любой матери, ей всегда казалось, что её уже взрослые дети, убеленные сединой, имеющие свои семьи, детей и внуков, нуждаются в её материнской защите и помощи. Ведь чтобы с тобой не случилось, ты её кровинка, и мама готова своё сердце отдать, лишь бы её дети избежали неприятностей. Она старалась все беды отвести от нас. И только после того, как она уходит от нас, мы, дети, начинаем понимать, что при жизни родителей мало уделяли им внимания. Нам кажется, что родители зря о нас беспокоятся. Я имею в виду не только себя, жизненный опыт так подсказывает. Будучи взрослым, я почувствовал себя сиротой, когда мамы не стало. А какую трудную жизнь она прожила. Не она одна, конечно…
Когда она в зимние долгие вечера рассказывала нам о своем детстве, при этом  никогда никого не гневила, считала, что судьбой все предначертано, мне казалось, что я был рядом с нею. Так ярко и красочно она описывала свою жизнь, те картины всплывали перед моими глазами.
…Моей маме было три года, когда умерла её мама. 1930-й год. Коллективизация, раскулачивание, расказачивание. Отец моей мамы Иван Мареевич Костырин был назначен бригадиром в колхоз "Вперед к Победе". В 1931 году пропала пара колхозных быков. Моего деда осудили тогда  на пять лет за  этот факт. Его увезли в лагерь, а вскорости быки нашлись в соседнем колхозе…
Но так и отсидел пять лет бригадир. А его дочь, моя мама, Мария Костырина четырех лет от роду осталась одна. Близких родных не было. В детский дом, который был в нашей станице, её не приняли. И пошла  она по чужим людям в поисках работы — нянчила детей, ухаживала за скотиной.  
Наступили 1932-1933 годы. Страшный голод. Людям своих детей кормить нечем было. Вымирали целыми семьями. Мое поколение, да и последующие не испытали того, что вынесли наши деды и отцы. Сколько страданий выпало на долю пятилетней девочка, у которой не было ни родителей, ни  своего угла. Все  пять лет она скиталась по чужим домам. В 1935 году пришел из тюрьмы отец. Нашел свою дочь. А жить-то  негде…
Приглянулась моему деду станичница Мария Абеленцева. Поженились, жилье обустроили. Наступила пора  моей маме идти в первый класс, а у отца с мачехой родился сын. Конечно, нужно было присматривать за ребенком, работать в огороде, помогать по хозяйству. На учебу отводилось очень мало времени.
Началась Великая Отечественная война. И 14-летняя Мария после седьмого класса работала в колхозе  наравне со взрослыми женщинами в звене табаководов. А поскольку грамоты у нее было побольше, чем у них, то пришлось  ещё за учетчика дела вести. Учитывала труд и продукцию, производимую звеном. За трудодни.
С фронта весточки редко шли. Позже им стало известно, что отец был в плену у немцев несколько месяцев. Удалось бежать и вернуться на фронт. До Победы воевал. Были у него и награды боевые. Но из-за того, что он был в плену, дали срок. А когда в 1946 году колхозников-тыловиков представляли к правительственным наградам, Марии Костыриной напомнили, что её отец четыре месяца был в плену и награды она недостойна. Обидно ли было моей маме? Конечно. Ведь она работала вместе со всеми, не задумываясь о том, будет ли ее трудовой подвиг поощрен…
В 1947 году к Марии посватался фронтовик Павел Затолокин. Две войны прошел, финскую и Отечественную. Защитник блокадного Ленинграда. Завидный жених, как поговаривали ее ровесницы. Казалось, вот оно счастье, можно забыть о тяжелой женской доле, заняться домом, семьей — обычными женскими делами, одним словом.
Да только у Павла на попечении были младшие брат и сестра, две  бабушки. Одна слепая, а другая — инвалид. За всеми нужен уход. А тут и свои дети пошли.  Работу в колхозе оставлять нельзя было. Женщины понятия не имели, что такое декретный отпуск. Через неделю после родов — в поле, убирать лён, кукурузу. Работали опять за трудодни, да еще продналог платили. Чуть ли не все со своего подворья отдавали. Порой на семью не хватало еды, надо было план по продналогу выполнять. И самый большой грех, по словам мамы, она совершила, когда взяла дома без разрешения яйцо куриное и покормила им голодного ребенка, это меня. Я — первенец у родителей.
Детских садов не было. Оставлять меня дома не с кем. Бабушки ничем не могли помочь. Вот и рос я в поле с мамой. Позже наша семья прибавилась еще на два рта, как говорили раньше. Маму назначили заведующей детским садом  бригады № 3 колхоза "Октябрь". Ее доброты, ласки, сердечного тепла хватало на всех ребятишек.
Сколько себя помню, она ни на минуту не уходила в раздумья о своей личной жизни или судьбе. Только о каждом из нас заботилась, хлопотала. Как не хватает ее теплых рук, ее доброго взгляда…
Любовь матери всесильна, бескорыстна. Она ни от чего не зависит. Об этом каждый из детей должен помнить всегда — в раннем детстве, зрелом возрасте, старости…
В. Затолокин. Ст. Келермесская.
Просмотров: 332 | Добавил: Sat | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 276
Советская Адыгея
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Новости загрузка новостей...
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz