В восемь часов 1 сентября 2004 года школа № 1 Беслана была уже открыта, первыми пришли учителя и работники школы. К девяти стали активно подтягиваться ученики, а в 9.30 должна была начаться торжественная линейка. К этому времени во дворе уже скопилось большое количество людей, которые ждали сигнала к началу линейки. Когда директор школы Лидия Александровна Цалиева поздравила учеников с началом нового учебного года и заиграла музыка, в небо взметнулась сигнальная ракета. Раздались автоматные очереди, и вооружённые люди в масках с криком «Это захват!» начали загонять всех в спортзал школы.
В течение 3 дней террористы удерживали в здании школы детей, их родителей и сотрудников школы — всего 1128 человек. Три дня заложники провели в заминированном тесном и душном спортзале без еды и воды, под прицелом автоматов. Третье сентября стал самым черным днем в жизни заложников и их близких. В тот день оперативному штабу удалось договориться с террористами об эвакуации из школы тел убитых заложников, и в 12-55 к школе стали выдвигаться сотрудники МЧС, которые должны были забрать тела убитых. После этого и начался хаос, продолжавшийся несколько часов. В 13-03-13-05 в здании школы раздались два взрыва, из школы стали выбегать заложники. После чего спецподразделения российской армии и ФСБ предприняли штурм. В результате штурма потери понесли как террористы, так и штурмующие (погибло 10 спецназовцев). Потери среди заложников: 331 погибший, около 500 раненых.
Уже через пару недель после трагедии в Беслан стала поступать помощь со всего мира. Шли гуманитарные грузы с вещами, продуктами питания, на банковские счета поступали денежные средства. Те, у кого была возможность, ехали в Северную Осетию сами. В дни похорон в Беслане одной из первых журналистов из Адыгеи побывала корреспондент «КЗ» Александра Визняк, которая передала пострадавшей семье Тотровых денежную помощь от сочувствующих жителей станицы Гиагинской. Примеру коллеги последовала и автор этих строк. Поездку в Беслан тогда помог организовать директор Дондуковского ПУ-4 Н. Г. Зяблов. А в октябре в Беслан отправилась бывший директор Гиагинской СОШ № 1 М. И. Кусова. Мира Ибрагимовна поехала с благой миссией — от имени коллективов учителей всех школ района выразить соболезнование бесланцам и оказать материальную помощь. Вместе с ней мы побывали в семье учительницы осетинского языка Алены Дзуцевой, которая погибла во время штурма, у нее остались маленькая дочь и мать. Также выразили соболезнование учительнице истории Надежде Гуриевой, которая была в заложниках с тремя детьми, двое из которых погибли. Мира Ибрагимовна познакомилась с Анной Тотровой, у которой погибла дочь. С этой семьей, если помните, сотрудники редакции были знакомы еще задолго до трагедии, поэтому именно им в тот период были посвящены многие материалы наших корреспондентов, освещавших трагедию в Беслане. Тотровы сейчас живут во Владикавказе большой и дружной семьей, растят маленькую дочку и внучку Диану, которая родилась три года назад у сына Анны Тотровой Вадима. А в октябре у Вадима и его жены должен родиться второй ребенок.
Разрушенное здание школы № 1 по-прежнему в том же виде, в каком его оставили после штурма. За пять лет и на местном, и на федеральном уровне властями обсуждался вопрос, как быть со школьными руинами, но жертвы теракта настояли на том, чтобы школу оставили как памятник. В этом году немецкая строительная фирма «Knouf Kassell» предложила свой проект по консервации школы, т. е. сохранить школу такой, как есть сейчас, но в укрепленном варианте. В данный момент решаются финансовые вопросы. Первого сентября в 9-05 уже по традиции в спортзале школы зажглись поминальные свечи. А третьего сентября в небо были выпущены белые шары, количество которых соответствует числу погибших. В 13-05 память погибших почтили минутой молчания. Траурные мероприятия продолжились на мемориальном кладбище…
Прошло пять лет с тех пор, когда в результате террористического акта в Бесланской школе № 1 погибли учителя, дети и их родители. Но и по прошествии пяти лет жива боль и скорбь, и сегодня в дни траурных дней мы вновь плачем вместе с бесланцами. Помним, скорбим…
Нина Визняк,
г. Ярцево,
Смоленская обл.
Специально для «КЗ». |