На подростковый и юношеский возраст приходится пик развития потребности в общении. Наиболее полно эта потребность удовлетворяется в коллективных и групповых формах жизни и деятельности. При этом многих привлекают чисто внешние формы поведения представителей той или иной группы.
Мальчики в 12-13 лет проявляют интерес к девочкам особым способом, всячески демонстрируя задиристость и разухабистость. Девочки понимают мотивы их действий и поэтому всерьез не обижаются. В этом возрасте многих подростков, особенно девочек, занимает вопрос, кто кому нравится. Хотя о своих симпатиях подросток рассказывает только другу, но знают о них, как правило, многие одноклассники. В этот период между мальчиком и девочкой редко возникает дружба. Очень важен данный возрастной период для девочек. У них начинает формироваться образ будущего избранника. Они с удовольствием подмечают и обсуждают все достоинства и недостатки мальчиков. Порой и дома девочки рассказывают, какие мальчишки недотепы, несерьезные, лопоухие. И если родители выслушивают своих дочерей, не возражая им или соглашаясь с ними, то этим помогают девочке утвердиться во мнении, что мальчики всегда будут такими.
В 13-14 лет отношения между мальчиками и девочками меняются. Исчезает непосредственность, появляется скованность, робость, стеснительность. У одних это проявляется открыто, у других замаскировано под напускным равнодушием, "презрением" к другому полу. Поведение характеризуется противоречивостью: интерес друг к другу сосуществует с обособленностью мальчиков и девочек. Однако они с большим любопытством относятся к возникающим отношениям, к тому, как они развиваются. В этот период подростки очень восприимчивы к любой информации относительно взаимоотношения полов. И часто эту информацию они получают в вульгарном виде от более "просвещенных" одноклассников и старших товарищей. Опередить эту информацию могут только родители, тактично побеседовав с ребенком.
В 14-15 лет нередко возникает дружба между мальчиком и девочкой, образуются смешанные компании. Взаимная привязанность может быть очень эмоциональной, занимать большое место в жизни подростков. Безответная симпатия становится источником сильных переживаний. Как правило, девочки с симпатией и уважением относятся к мальчикам, которым свойственна естественная, товарищеская манера поведения, чужды грубость и вульгарность. В свою очередь, мальчики ценят в девочках простоту и естественность, умение поддержать разговор, быть хорошим товарищем. Родителям следует позаботиться о том, чтобы в основе общения мальчиков и девочек были общие занятия, интересы, увлечения. Обычно в 14-15 лет формируются более или менее конкретные требования к будущему спутнику жизни. И эти требования могут оказаться как завышенными, так и слишком заниженными, несерьезными. Ни то, ни другое, естественно, не способствует в будущем созданию потенциально счастливой семейной пары. Нередко подросток ориентируется только на внешние данные будущего спутника жизни: рост, цвет волос и глаз и т. п. Преодолеть эту односторонность, категоричность требований родителям поможет знание своего ребенка, умение найти с ним общий язык, непринужденность и тактичность в беседе.
Интерес подростка к сверстникам противоположного пола стимулирует развитие его личности. У него повышается чуткость к людям, развивается избирательная наблюдательность, усиливается интерес к собственной личности, а это в свою очередь является толчком к самосовершенствованию, самовоспитанию. Это стремление надо вовремя заметить и помочь сыну или дочери советом, как заняться работой над своим характером, привычками. Интерес ребенка к сверстникам противоположного пола не должен вызывать у родителей насмешки или иронии, особенно со стороны отца. Это не только ведет к взаимному отчуждению. Отмечая несерьезное отношение родителей к этой проблеме, подросток и сам будет легкомысленно относиться к взаимоотношениям со сверстниками противоположного пола. В этот период важно использовать все возможности для общения, для доверительных бесед с сыном или дочерью.
С. Петренко.
Психолог "ГБУ РА Гиагинский КЦСОН". |