В прошлом году в России отмечалось важное историческое событие — 100 лет назад, в 1914 году, началась первая мировая война. В ней самое непосредственное участие принимали казаки. Доказательств тому много. Вот и ещё одна история, рассказывающая о героизме вахмистра, уроженца ст. Васюринской Петра Павловича Борисенко. Он полный Георгиевский кавалер, награждён четырьмя солдатскими Георгиевскими крестами и золотым шейным.
Воевал в армии Деникина. В марте 1920 г. из Новороссийска он эмигрировал. Известно, что за границей и умер. Он так никогда и не узнал, что в селе Сергиевском родилась его младшая дочь Раиса. Когда он эмигрировал, жена его Анна Васильевна осталась с двумя сыновьями Иваном и Георгием, а третьего под сердцем носила.
Третьей родилась дочь. Судьба Раисы сложилась несколько иначе, чем у её отца, поскольку она родилась после Великой Октябрьской Социалистической революции.
В Великую Отечественную войну ушла добровольцем на фронт. Была связисткой. О том, как она воевала, говорят награды — орден и четыре медали. Вот выписка из наградного листа:
"Ефрейтор, телефонистка отдельной роты связи 195 стрелковой дивизии Борисенко Раиса Петровна представляется к медали "За отвагу".
Тов. Борисенко на фронтах Великой Отечественной войны служит добровольцем с августа 1942 года. В боях за Северный Кавказ ей неоднократно приходилось в опасности выполнять боевую задачу, где была ранена в сентябре 1942 года.
За время своего пребывания в роте связи с июля 1944 года в должности телефонистки телефонно-кабельного взвода также показала себя мужественной и способной выполнять работу не хуже других бойцов взвода. При прорыве долговременной сильно укреплённой обороны противника южнее города Бендеры, а также при ликвидации большой окружённой группировки противника … сидела у аппарата связи и непрерывно поддерживала телефонную связь. Кроме того, выполняла роль линейного надсмотрщика, выходила на линию под открытым огнём противника и устраняла порывы в течение 26 и 27 августа 1944 года.
Достойна к представлению правительственной награды медалью "За отвагу".
Под документом стоит подпись — начальник связи 195-й стрелковой дивизии гвардии майор Астахов.
Вот такой материал нам в редакцию представил атаман Келермесского казачьего общества В. П. Затолокин, который не прекращает поисковой работы об истории казачества. При этом он и сообщил о том, что Пётр Павлович Борисенко — дедушка Марины Георгиевны Резниковой, а Раиса Петровна — её родная тётя.
— Да, так и есть, — говорит Марина Георгиевна. — Всем нам в какой-то момент захотелось узнать о своих родных больше, чем мы знали о них. Два родных человека в разное время служили одному Отечеству. Хотя политические взгляды их не совпадали.
Вот такая архивная справка пришла нам из государственного архива Краснодарского края:
"В приказе по 7-му Кубанскому пластунскому батальону от 18. 04. 1915 г. № 108, изданном в Севастополе, объявлено, что приказный Борисенко Пётр награждён серебряным Георгиевским крестом 4-й степени".
В примечании к этому приказу имеется запись:
"18 апреля 1915 года Российский император Николай второй вручил лично Георгиевские награды на Высочайшем смотре пластунам 1-й и 2-й Кубанских пластунских бригад, которые отличились во время знаменитого Сарыкамышанского сражения с турками в декабре 1914 года. В Севастополе же пластуны отрабатывали приёмы высадки морских десантов, так как была договорённость между странами Антанты, что именно русские высадятся на берегах проливов и возьмут город Стамбул (Константинополь). Однако, англичане в нарушение секретных договорённостей, сами высадились в районе Галиполи, но потерпели поражение. Но наша операция была сорвана. В связи с этим кубанские пластуны были направлены 27 апреля на Юго-Западный фронт, где австро-немецкие войска начали вытеснять русские войска из Карпатских гор.
7-й Кубанский пластунский батальон вступил в сражение на новом театре военных действий 12 мая 1915 года под с. Родымно (Галиция) и вёл оборонительные бои до осени того же года.
31 октября 1915 года в приказе № 304 по 7-му Кубанскому пластунскому батальону было объявлено о награждении приказного Петра Борисенко серебряным Георгиевским крестом 3-й степени и производстве его в младшие урядники за боевые отличия, оказанных в боях с австрийцами 25 августа сего года".
После возвращения на Кавказ пластуны были направлены на Приморское направление, где весной планировалось наступление русских войск.
В приказе командира 7-го Кубанского пластунского батальона от 1. 10. 1916 года с объявлением списка пластунов "награждённых Георгиевскими крестами и медалями командиром 5-го Кавказского армейского корпуса за отличия, оказанные в боях с турками 1 апреля сего года на реке Кара-Дараси под городом Трапезондом, значится младший урядник Пётр Борисенко, награждённый золотым Георгиевским крестом 2-й степени".
У моего деда был брат. Он сражался на стороне красных. В 1920 году Пётр оказался по какой-то причине дома. Брат предложил ему перейти к ним, мол, Советская власть может простить белякам всё, если они добровольно перейдут в армию большевиков. Пётр сказал, что подумает. И неожиданно для самого себя принял участие в раскулачивании зажиточных, как их называли, казаков. Да и не только казаков, и не только зажиточных. Известно, что всех под одну гребёнку гребли. И когда Пётр увидел, как красногвардейцы проводили свою работу, сказал брату: "Не гоже мне с тобой по одной дороге идти, чем вы отличаетесь от беляков? Мы царя и Отечество защищали от внешнего врага, а вы грабите своих же".
Вот тогда Пётр и подался за границу. С тех пор никто из родных ничего о нём не знал. Может, он и писал бы письма родным. Но боялся навредить им, ведь считалось, что Родине изменил.
Бабушка рассказывала, как преследовали их семью, семью врага народа. Доходило до того, что и пытали её беременную, избивали, не верили, что она не знает, куда муж белогвардеец делся и не поддерживает связи с ним. До конца дней своих она, изнемогая от боли, выдерживая всё на своих плечах, растила детей. Я думаю, дед по каким-то каналам знал, что в России происходило в то время с такими семьями. Помочь ничем не мог. Поэтому не напоминал о себе никому.
Бабушка умерла в 1933 году во время голодомора на Кубани, когда моей тёте Рае было лет 13, в хуторе её все называли предателевой дочкой. Зла не держала на людей, потому что вины перед Родиной не чувствовала. Оставшись сиротой, пошла работать в колхоз. К труду она привыкла ещё при матери, поэтому никакой работы не чуралась. А поэтому очень скоро из рядовых колхозниц она стала звеньевой. Её звено всегда было передовым. В то время это было престижно и почётно. Так было до начала войны…
Внук моей тёти Раи Денис Панфилов продолжает заниматься поиском истории своего прапрадеда Петра Павловича Борисенко. В 2007-2008 годах Денис отправлял запросы в архивы Сербии и Черногории. К той информации, которую мы уже получили, стало известно, что Пётр Павлович Борисенко находился в Сербии до 1924 года.
По данным Русского общевойскового союза казак ст. Васюринской Кубанского казачьего войска, подхорунжий артиллерии П. П. Борисенко воевал в Вооружённых Силах России (ВСЮР генерала Деникина) и Русской Армии (генерала Врангеля). Эмигрировал в Югославию. В 1941-1945 годах воевал в Русском корпусе на Балканах. Умер в г. Филлах (Австрия) 3 августа 1962 года.
Денис обнаружил и статью в журнале "Сhasovoi La Sentinelle", в которой говорится, что в г. Филлахе (Австрия) член РНО в Австрии подхорунжий ККВ, казак ст. Васюринской Георгиевский кавалер и военный инвалид П. П. Борисенко участвовал в первой мировой, гражданской и Второй мировой войнах. В первую мировую был ранен три раза, в гражданскую — шесть раз. Участник рейда полковника В. Д. Гамалия в Мессопотамию.
Во время первой мировой войны Василий Данилович Гамалий был командиром сотни 1-го Уманского бригадира Головатого полка ККВ. Сотня отличилась во время Персидской кампании, совершив в апреле 1916 г. протяжённый труднейший рейд по тылам турецких войск на соединение с британскими войсками в Месопотамии. За проявленное мужество и храбрость Гамалий получил орден Георгия 4-й степени и британский орден, офицеры сотни были награждены золотым Георгиевским оружием, а все нижние чины — Георгиевскими крестами. Это был второй случай в истории, когда Георгиевскими наградами награждалось целое подразделение (первый — экипаж крейсера "Варяг").
Вот ведь как складывались судьбы. Раиса знала, как поступили с её родителями, могла бы затаить обиду. Но она поступила как истинный патриот своей Родины. Собственно, патриотами своей страны были мои дед и бабушка. Тётя умерла в прошлом году в возрасте 93 года. Жила с дочкой и внуком. Мы часто ездили к ней, по существу тётя Рая была единственной ниточкой, которая связывала нас с героическим прошлым наших предков. Она-то своими воспоминаниями и сподвигла нас на то, чтобы мы занялись своей родословной.
Г. Шовгенова. |