Пятница, 29.03.2024
Дорогие земляки! Всегда рады видеть вас на нашем сайте! Давайте вместе делать нашу газету лучше. Пишите, делитесь впечатлениями, сообщайте интересные новости. Оставайтесь с нами!
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Новости загрузка новостей...
Главная » 2014 » Май » 16 » Память. Надежда - на дне ящика Пандоры. * 17.05.2014 г. № 37 (10066)
Память. Надежда - на дне ящика Пандоры. * 17.05.2014 г. № 37 (10066)
09:34

В  уютном зале его дома есть телевизор с большим экраном. К нему он в последнее время всё чаще и чаще подсаживается, чтобы не пропустить никакой мелочи из новостей,  напряженно  всматривается в  шокирующие  кадры  бесчинств  в его родной  Одессе.  Ловит каждое слово дикторов и  очевидцев, одновременно боясь  пропустить и надеясь не услышать название  его маленькой родины: село Малаевцы  Красноокнянского района, находящегося  буквально в десятке километров от  Одессы. Он помнит  этот город  и  свой район  еще совсем  безусым юношей  жарким летом 22 июня.  Не беззаботным было детство Миши Марущака. Хотя оно было мирным.
… Весело пели косы жнецов, лёгкий ветерок  каждым своим дуновением волнами подгонял и разносил аромат свежескошенных трав. Голова от него кружилась. И вдруг  —  звук, похожий на взрыв! Один, другой,  третий... Заголосили бабы, кинулись врассыпную, и только  мужчины стояли,  нахмурив брови. Они поняли сразу — это война… И 16-летний юноша увидел во взглядах взрослых весь ужас того, что можно пережить в одну секунду. Но он длился почти пять лет.
 Ананий  Семенович Марущак, прижав к себе  своих пятерых  ребятишек,  попрощался и ушел на фронт. Посмотрел как-то по-особому на Мишку. Знал, что война  надолго, а, значит, достанется испытание и на долю  старшего сына.
…Немцы вошли в Одессу хозяевами. Вернее, не вошли, а  въехали на тяжелых мотоциклах и машинах. Буквально за день в  родное село спешно зашли  отступающие  бойцы Красной Армии и попросили красноокнянцев  оказать им  помощь.  Им нужна была   гражданская одежда.  Женщины понимали, что не переодетые солдаты Красной Армии  живыми из села не уйдут.
— Мама вытащила из сундука все, что  было —  рубахи, штаны, обувь отца, братьев,— рассказывает Михаил Ананьевич Марущак, —  а солдатское обмундирование сожгла в печи.
Вместе с немцами пришли румыны.  Не обращая внимания на  жителей села, они открыто вели  раздел территории: кому — Одесса, кому  — село Малаевцы, в котором  мы жили. Село досталось румынам,  и это было некоторым облегчением,  потому что  селяне боялись двух "зверей" — фашистов и бандеровцев…
 И вот снова как будто время повернулось вспять. Родную Одессу 73 года спустя жгут потомки тех, кто зверствовал в сорок первом.
Михаил Ананьевич с трудом сдерживает слезы. За что воевал  его отец, который от  Украины прошел дорогами Чехословакии, Венгрии,  дошел до самого Берлина? Был контужен и пожил после Победы всего лишь  четыре года.
В феврале сорок четвертого оккупанты покинули  Одессу, но  матери строго-настрого наказывали своим детям  не   высовываться на улицу.  Ведь  вместе с  фашистами    село покидали  бандеровцы, полицаи, которые  напоследок все свое зло могли выместить на мирных жителях. Им  что колорадского жука убить, что человека. Ведь так  сегодняшние неофашисты  называют защитников и ополченцев Одессы, в которой  совершено  самое  страшное злодеяние за несколько дней до празднования Великой Победы.  
…Как и предвидел отец,  война все-таки  внесла свои коррективы в судьбу сына Михаила. В сентябре сорок четвертого Михаил Ананьевич  был призван  на службу. После присяги  его и  остальных новобранцев подняли по тревоге и отправили эшелоном  в  Польшу.  Там всех построили и приказали: "У кого пять классов образования — пять шагов вперед".
 Михаил шагнул. Он как раз  успел  окончить пять классов  до войны.   При  оккупации румыны каждое утро гнали детей в школу, но учеба сводилась исключительно к чтению молитв. Мишку  благосклонно оставляли в покое, поскольку он был единственным кормильцем в большой семье, оставшейся без отца.
Несколько месяцев Михаил Ананьевич проходил сержантскую школу, поскольку сформированная запасная алтайская дивизия осталась без сержантского состава. Война не сломила  дух советского народа, но сильно подорвала   боевые силы.  Михаил Ананьевич был направлен в саперный батальон и отправлен под Севастополь.
— Мы зашли в лес, от которого после войны и боев остались разве что пни да множество окопов и блиндажей,— вспоминает ветеран. — Все лесное пространство было усыпано гильзами, патронами… По всему было видно, что здесь шли большие бои. Перед нами стояла задача очистить город и лес от мин.  А их было больше, чем голышей. Их ставили и наши, и немцы.  
Михаил Ананьевич Марущак пытается пояснить тонкости разминирования противотанковых ловушек, противопехотных растяжек. Он хорошо помнит всё это! Тут требовался не только опыт, но и  умение владеть собой:  бывало, что разминировать не удавалось, и тогда мину взрывали.
Так что война — это не только прямые военные действия, бои на передовой. Передовая проходила по всем нашим городам и селам, душам и сердцам. И чтобы пришла Победа,  одинаковое мужество, вера и героизм проявлялись бойцами на полях сражений,  саперами  — на минных полях, стариками, детьми и женщинами, кормившими армию, — в тылу.
Сапёр Марущак прошел всю Западную Украину до румынских границ.  Но для него служба майским победным днем не закончилась. Он и сотни таких же ребят оставались служить дальше, чтобы восполнить утраченные на войне боевые силы нашей армии-победительницы.  Он  был старшиной воинской части, командиром взвода.
Сын солдата вернулся домой только в 1954 году. Медаль "За победу над Германией" он заслужил опасной работой сапёра и десятью годами службы в армии…
Шесть лет тому назад его дочери организовали отцу поездку на родину в Одессу. Родная земля ждала его, Михаил Ананьевич это почувствовал. Он услышал её… И увидел себя молодым, крепким, здоровым. И улицы не казались такими широкими, как в детстве, и деревья — не такими высокими.
Но думал ли он, что этот мир и это счастье вновь обагрятся кровью?  Его сердце сжимается от боли. Похоже,  из ящика Пандоры "вырвались" на волю  ушедшие, казалось, навсегда в прошлое, сюжеты, связанные с бесчинством бандеровцев в первые годы после войны. Михаил Ананьевич  помнит, как на Западной Украине  они перегораживали дорогу им, автоколонне, перевозившей горючее для военных нужд,  молча забирали бочки с бензином и также молча уходили в лес.
— Почему так не спокойно в мире? — Глаза его слезятся не от боли в них. — Я и мои ровесники мало пороху понюхали. Но наши деды, отцы кровью отстояли его. Мир, который мы знаем сейчас, рождён их подвигом, подвигом всего советского народа. Ведь неба и света хватает всем…
Да, сегодня вся наша страна болеет и переживает за своих братьев и сестер юго-востока Украины. Мы верим, что они выстоят, как выстояли наши отцы и деды в борьбе с нацистами, с фашизмом. А на дне ящика  красавицы Пандоры оставалась  только надежда…
Г. Русланова.

Просмотров: 659 | Добавил: Sat | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 276
Советская Адыгея
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Новости загрузка новостей...
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz