Детская одаренность— одно из самых интригующих и загадочных явлений природы. Интерес к данному феномену достаточно высок. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, а во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению задач. Именно таким потенциалом и обладают одаренные дети.
Доказано, что для развития одаренных детей очень важен и благоприятен дошкольный возраст. Хотя каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается. Родители начинают замечать, что ребенку становится скучно со сверстниками, его тянет к старшим детям. Он отличается от ровесников — это начинают отмечать знакомые, воспитатели. У родителей появляется желание получить объективную оценку со стороны, от «нейтральных» людей, которые могут не только сказать, одарен ли ребенок, но и дать совет, что же делать дальше.
Внешние проявления творчества многообразны. Они выражаются, прежде всего, в более быстром развитии речи и мышления, в любознательности ребенка, его исследовательской активности, ранней увлеченности какой-либо деятельностью (музыкой, рисованием, чтением, счетом и т.д.). Однако исследователи отмечают, что многие одаренные дети не говорят рано, но, становясь старше, демонстрируют выдающуюся речевую способность.
В детстве многие дети талантливы. Многочисленные исследования позволяют утверждать, что в творчестве маленького ребенка есть нечто художественно ценное, роднящее его с подлинным искусством. И важно вовремя понять детский мир фантазий и сказочных превращений, поощрить к дальнейшему творчеству, обогатить знаниями.
Как показывает практика, встречаются две крайности. Одни родители восхищаются каждым шагом и словом малыша, усматривая в них проявление неординарности, чуть ли не гениальности, и, сами того не подозревая, формируют завышенную самооценку у ребенка. Другая крайность — родители не видят «открытий» ребенка или же стараются не показать своего интереса к его успехам. Обе ситуации опасны: в первом случае малейшая неудача может привести к кризису, во втором — у ребенка угасают положительные эмоции — важное условие творчества.
Иногда недооценка одаренности ребенка связана с тем, что взрослые судят о работах малыша со своих «взрослых» позиций. Его рисунки, очень схематичные и несовершенные, принимаются за «детские каракули», сочиненные им детские песенки и сказочки воспринимаются как слабая пародия на настоящее. Только в детском саду педагоги проявят внимание к любым проявлениям творчества у детей. Дошкольник обладает особой чувствительностью, отзывчивостью на окружающее. Умелое использование потенциальных возможностей малыша в ходе его развития может обеспечить достаточно высокий результат.
С.Ткаченко.
Муз. руководитель МДОУ «Ромашка». |