Увидев этот заголовок, не пугайтесь, а просто вдумайтесь в смысл. Речь идет не о конце света или гибели человечества, а о духовной деградации нашего не читающего поколения. По докладам ЮНЕСКО, СССР до 1961 года занимал 1-2 место по интеллектуальности молодежи и качеству знаний, сейчас 49-52 места...
В начале лета 2009 года Всероссийский центр изучения общественного мнения провел исследование, согласно которому стало известно, что 35% населения не читает книг вообще! И это в некогда самой читающей стране в мире! О каком переходе к инновационным технологиям в нашей стране может идти речь?! Культура и разум— вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и владении языком. Величайший инструмент обмена информацией — книга, являющаяся ещё и терапевтическим средством. Произведения Бунина и Тургенева способны вывести человека из депрессии, а постоянный просмотр фильмов-боевиков настолько изменяет психику, что человек сам может стать преступником.
Как обстоят дела с чтением в нашей школе? Чтобы дать ответ на этот вопрос, мною было проведено исследование по теме: «Библиотерапия — лечение книгой», целью которого было установить: что читают учащиеся 7-11 классов и как много они уделяют времени чтению. Анализ читательских формуляров показал, что посещаемость библиотек сравнительно невысока — 38% от общего числа учащихся. из классической литературы читаются произведения только школьной программы (так называемое чтение по принуждению). Предпочтения учащиеся нашей школы отдают следующим литературным жанрам: фантастика, исторический роман, детектив. Результаты исследования показали, что регулярно читают только 19% учащихся. Свободное время большинство детей проводит за компьютером, смотрит телевизор, занимается спортом. Читают книги и журналы в свободное время (чтение для удовольствия) всего лишь 11% учащихся. Это очень тревожный показатель!
В чем же причины того, что дети перестали читать художественную литературу? Их можно выделить несколько. У детей младших классов не развит навык чтения. Ребенок, прочитывая требуемое количество слов, не понимает сути, смысла прочитанного, не может пересказать текст. Некоторые учащиеся даже в среднем звене школы читают по слогам. Наивно предполагать, что эти дети свободное время будут проводить за книгой. Кроме того, сами родители не приучают своих детей к чтению. Дошкольникам регулярно читают только 10 % взрослых, а школьникам — 0,2% пап и мам. Многие думают: научился читать по слогам — читай дальше сам. Но это глубокое заблуждение. Задача родителей — сделать чтение книг потребностью. Необходимо подбирать ребенку интересные книги, читать вслух, с выражением, даже если ребенку 10-12 лет. Надо обсуждать с ним прочитанное. Это формирует связную речь ученика, воспитывает в нём умение сопереживать героям, развивает коммуникативные навыки.
Сегодня каждый должен задуматься, по какому пути идти. И я надеюсь, что молодое поколение выберет путь разума и культуры, а проводником в этом пути будет книга — источник знаний.
Н. Агамян.
учащаяся 10 «А» класса COШ № 1.
|