Ваш ребёнок научился слышать звуки, различать и составлять из них слова. Пришло время знакомить его с буквами. Показывая начертания буквы, произносите не её название, а тот звук, который она обозначает. Например, покажите букву и скажите: «Маша, твоё имя начинается вот с этой буквы — «М». Спойте: «М-м-м, Маша», но не говорите «эм». И ещё — знакомьте детей только с печатными буквами.
Для запоминания правильного начертания букв хорошо, если вы будете искать их в тексте, делать из пластилина, рисовать на песке или снегу палочкой. Чтобы ребёнок легко узнавал в букве заместитель звука, включайте выученные буквы в звуковые игры. Например, играя в «Дом звуков», предлагайте вписать в окошки буквы слова КОТ. Развозя в машинах слова (игра «Эстафета звуков»), он может грузить в них уже не невидимые звуки, а буквы из разрезной азбуки или кубики с изображёнными на них буквами.
Если ребёнок знает буквы и умеет выделять в словах звуки, это ещё не значит, что он может читать. Ему предстоит сделать ещё одно открытие: научиться сливать согласный звук с гласным. У некоторых детей слияние звуков возникает спонтанно, само собой, но не у всех. Многих надо слегка подтолкнуть к этому открытию . Здесь поможет игра «Дом букв». Сам дом можно вырезать из картона и вставить в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протягивайте полоску с гласными. Помогайте ребёнку читать слоги: ла, ло, лу, лы. Можно использовать другой способ — учить читать с помощью пальцев. Каждому пальцу соответствует своя буква: на большой пальчик нарисуйте любую согласную букву, на указательный — А, на средний — У, на безымянный — О, на мизинец — И. Соединяем большой палец по очереди с остальными и читаем слоги.
Итак, вы научили ребёнка читать слоги — можно начинать читать односложные слова: «мак», «лак», «сын». После каждого прочитанного слова обязательно выясняйте, понимает ли ребёнок его смысл. Предложите найти картинку с изображением этого предмета, составить предложение с данным словом.
В заключение скажу: учить детей играя, нужно попросту, без затей, но весело, толково и интересно. В гости к ним могут приходить сказочные герои: добрый и заботливый Айболит, умный и находчивый Петрушка, весёлый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки и схемы, которые оживут с помощью детей. Каждое занятие для детей они превратят в сказку, откроют для них разнообразный и увлекательный мир слов, не дадут угаснуть детской любознательности, разовьют наблюдательность и помогут в познании окружающего мира.
Н. Шемчук. Логопед МДОУ № 2 «Ромашка». |