Иван Гаврилович Городнянский — селькор с многолетним стажем. На днях он принес в редакцию очередное письмо. Его воспоминания в который раз связаны с Великой Отечественной войной. Не случайно. Свой боевой путь он прошел от Туапсе до Югославии…
Когда началась война, Ивану Городнянскому было 16 лет. Из села, где он жил с родителями, все ушли на фронт. А малые да старые остались дома – работали в колхозе, ждали вестей от защитников Родины. Ушел на фронт и отец Ивана. Сын заменил его на комбайне. К своим 16 годам Иван умел работать на прицепных комбайнах, которые тогда выпускала промышленность страны. Враг подбирался к Северному Кавказу. Советская армия укрепляла оборону. В июне 1942 года, в разгар уборки хлебов, в колхоз приехал посланец из военкомата — требовалось пополнение на фронт. Ивану Городнянскому шел 18-й год, и он добровольцем записался в отряд, который был сформирован на призывном пункте в Майкопе. Затем их отправили в Туапсе, где для обороны и защиты Северного Кавказа создалась горнострелковая дивизия. Первое боевое крещение связист Иван Городнянский получил на горном перевале Приэльбрусья.
«Была уже поздняя осень, — пишет в своем письме И. Г. Городнянский, — на наши части наступала немецкая горная дивизия «Эдельвейс». Мы укрепились на горном перевале. Перед нами – Эльбрус-красавец да скалы из льда. Пешеходных троп не видно, их замело снегом. Морозный колючий ветер пронизывал до костей. Лес оставался далеко внизу, костер нечем было разжечь, чтобы согреть хотя бы кипятка. Подняться выше из прикрытия невозможно. Во-первых, между двух ледяных хребтов дули сильные ветры, во-вторых, на ледяной тропе не устоять было, того и гляди, что в ущелье упадешь. Несколько дней мы питались только сухарями. У немцев, хоть они под натиском наших бойцов вынуждены были отступить, остались преимущества в позициях. Да и оснащены они были лучше. В обороне мы находились до самого Нового года. К этому времени, правда, нашему командованию удалось переправить нам на перевал маленькие железные печки и продукты питания. За дровами для «буржуек» надо было спускаться вниз километра четыре. Делали это с большой осторожностью. Никогда в жизни до этого не знал, что кружка кипятка может согреть промерзшее насквозь тело. Я налаживал связь между различными воинскими подразделениями – весь день среди ледяных скал приходилось бывать. Да и ночью спали на ледниках.
На всю жизнь запомнилось, как встречали Новый 1943 год. Дождавшись полночи, мы стали поздравлять друг друга с Новым годом. Мечта была у всех одна – побыстрее закончить войну да вернуться домой. Так за разговорами не заметили, что прошло два часа. На случай провокации со стороны немцев мы были предупреждены, разведка наша работала хорошо. Поэтому не сомневались, что враг возобновит атаку. Так и было. Послышался рев моторов, а в следующий миг немцы начали обстрел из минометов. Мы заняли позиции и открыли ответный огонь. На подмогу пришли другие части. Бой длился весь день. Немцы отступали все дальше… Но война на этом не закончилась. А Победу наша горнострелковая дивизия встретила в горах Югославии…».
От редакции.
Иван Гаврилович на службе в армии задержался до 1947 года, секретам боевого искусства обучал новобранцев. Может, и остался бы военным связистом, нравилась ему эта профессия. Да из дома пришли известия, что вернувшись с фронта, умер от ран отец. Мать не вынесла горя, умерла следом. Десятилетнюю их дочь на время взяли чужие люди. Руководство части без промедления отпустило Ивана Городнянского домой. А в колхозе в то время каждая пара рабочих рук была на счету. Комбайн, на котором Иван работал до ухода на фронт, как будто бы ждал его. Начал он, было, работать на комбайне, да здоровье не позволило. Поэтому и в мирное время ему пришлось вернуться к любимой профессии связиста. Много событий произошло в жизни ветерана, но самыми знаменательными он считает тот памятный январь 1943-го и День Победы… Родина по достоинству оценила его воинскую доблесть и трудовые успехи. Но самая дорогая награда для Ивана Гавриловича — медаль «За оборону Кавказа». Именно с боя в Приэльбрусье для него, защитника, начался путь к Великой Победе. |