4 февраля 2010 года в России стартовала президентская инициатива "Наша новая школа". Она предполагает массу перемен. Это касается и новых стандартов начальной школы, и методической оценки как педагогов, так и учеников, и внедрения современных технологий в образовании. Новая стратегия предполагает и возможные изменения в сфере высшего образования. В первую очередь это будет выражаться в том, что новые методики оценки учеников будут учитываться при поступлении ребят в вузы, т. е., если до сих пор все сводилось к экзаменам, то теперь критерием будет, в том числе и комплексная оценка ученика и его достижений за время учебы. Для этих целей будет использоваться портфолио каждого ученика.
Но прежде, чем конечные результаты будут достигнуты, педагогам предстоит понять, что стоит за изложенными в инициативе идеями, и что это означает на практике для каждого учителя. Предстоит адаптироваться к программе по конкретным аспектам, например, использование информационных технологий и Интернет в повседневной работе.
У каждого своя роль
В ходе республиканского семинара руководителей органов управления образования муниципальных районов и городских округов, прошедшего недавно на базе СОШ № 4 с участием первого заместителя министра образования и науки РА Н. И. Кабановой и начальника отдела общего и дошкольного образования МО и НРА С. М. Воздамировой, обсуждались вопросы организации работы по введению федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В рамках мероприятий по введению ФГОС управлением образования МО "Гиагинский район" проведена работа по нескольким направлениям: создание нормативно-правового, финансово-экономического, организационного, кадрового, информационного, материально-технического обеспечения введения ФГОС. Для их реализации среди прочего создана рабочая группа по введению ФГОС, утверждено положение о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС, проведен мониторинг готовности школ по введению ФГОС, определены школы для апробации его. — В любой образовательной программе две части — обязательная и та, которая формируется школой. Новый стандарт предусматривает неаудиторную занятость: кружки, спортивные секции и разного рода творческие занятия. -
- Региональный школьный компонент у нас был и в старой структуре стандарта, а вот внеаудиторная занятость и способы её финансирования, возможность предусмотреть её в структуре финансового норматива, увязка с расписанием и прочее — это действительно новшество, которое мы будем постепенно прорабатывать и внедрять, — сообщила начальник управления образования МО "Гиагинский район" А. Г. Самохвалова.
В подготовке введения нового стандарта задействована вся образовательная система района: от специалистов управления образования до учителей.
— У каждого своя роль в этом процессе, но, безусловно, каждый из них должен быть профессионально, и, главное, личностно подготовлен к этой работе, — сказала А. Г. Самохвалова. Финансовый фактор
Немаловажный фактор — финансирование мероприятий по реализации ФГОС, предусматривающее переход на новую систему оплаты труда, увеличение фондов оплаты труда, позволяющих стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы. С объемами финансирования ФГОС двух эксперементальных школ района за 2010 год присутствующие ознакомились, посмотрев сводную таблицу финансирования. Продолжая тему введения ФГОС, Алла Гавриловна обозначила вопросы, важные для всех участников образовательного процесса:
- каким будет финансовое сопровождение введения ФГОС в школах с количеством 200 и менее учащихся;
- будет ли развиваться материально-техническое оснащение школ из федерального и регионального бюджетов;
- когда будут учебники и учебные пособия, отвечающие всем требованиям нового государственного образовательного стандарта;
- как и за чей счет организовать питание учащихся в экспериментальных классах;
- как не допустить физиологической усталости учащихся начальных классов.
— Может показаться, что ввести новый образовательный стандарт — это как начать с чистого листа новую жизнь. На самом деле это процесс нашего взросления, качественно новый этап, адекватный тому, что происходит в целом с нашей страной и нашим миром. Поэтому наша мудрость должна состоять в том, чтобы мы все лучшее, что накоплено в опыте управления системой образования, в опыте обеспечения качества нашего образования, сумели продолжить, ничего не потеряв, — подытожила Алла Гавриловна.
Главное — самообразование
О формировании системы методического обеспечения основных мероприятий по внедрению ФГОС рассказала заведующая РМК Н.Н.Бондаренко.
— Наша основная цель — обеспечение методических условий для эффективной реализации ФГОС. С этой целью на 2010-2011 годы заключен договор с Адыгейским республиканским институтом повышения квалификации на обучение 140 педагогов района, проводятся семинары, совещания круглые столы, научно-практические конференции, оказываются информационно-консультационные услуги по основным направлениям ФГОС НОО, координируется деятельность школ, — сообщила она. Об активной работе РМК по внедрению ФГОС говорит большое количество и систематичность тематических заседаний, участниками которых становились директора школ, завучи, руководители рабочих групп по введению ФГОС, учителя. Известно, что любое нововведение прежде, чем пойдет в массы, должно быть обсуждено в профессиональных кругах. С целью обсуждения актуальных проблем современного начального образования работники образования Гиагинского района принимали участие в ряде тематических семинаров. По итогам районной научно-практической конференции по введению ФГОС, состоявшейся в феврале этого года, районным методкабинетом выпущен сборник "Начальное общее образование в условиях введения федерального государственного стандарта". Информация о внедрении ФГОС в Гиагинском районе регулярно размещается в нашей газете и на сайте управления образования МО "Гиагинский район".
— Однако, положительный результат от любых организационных форм освоения стандартов возможен только при предварительном личном ознакомлении педагогов с материалами разработок. Концепцию стандартов с приложением каждый из работников начальной школы обязан изучить лично. Это тот самый случай, когда все должны вспомнить о необходимости самообразования, — убеждена Н. Н. Бондаренко.
Проверка опытным путем
О готовности к введению ФГОС и мероприятиях, проходящих в ходе его реализации в экспериментальной СОШ № 4, все присутствующие узнали из видеорепортажа и сообщения директора Т. А. Черковой. Опытом внеурочной деятельности в условиях ФГОС поделились учителя начальных классов этой школы О. Н. Куржева и И. С. Галицкая, отметившие положительные стороны инициативы, позволившей значительно расширить внеурочную занятость, активизировать участие родителей. Кроме того, проектная деятельность, являющаяся одним из новшеств, — это способ привлечь ребят к исследовательской деятельности, научить их строить отношения с людьми, быть самостоятельными.
В четвертой школе путь к новым образовательным стандартам разделен на 5 этапов, предусматривающих изменение технологии работы учителя, улучшение педагогической компетенции, формирование рабочей группы по разработке образовательной программы начальной ступени школы, определений изменений и дополнений в существующей образовательной программе. Подробно об алгоритме действий общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС ННО рассказала заместитель директора по УВР СОШ № 4 Л. А. Кесебежева.
— Особенность ФОГОС как комплексного новшества в том, что его структура задана не жестко. Школа имеет возможность учета образовательных потребностей учащихся, а также интересов и запросов родителей в рамках вариативного компонента учебного плана при организации шестидневной недели, а также во внеучебной деятельности, — сообщила Людмила Анатольевна. Дополнительное образование — часть школьной жизни
В соответствии с законом РФ "Об образовании", с 1992 года начат процесс изменения системы внешкольной работы, перехода ее в новое качественное состояние — образование дополнительное. За этот период педагогами Гиагинского ЦДТ разработано более пятидесяти модифицированных программ по различным видам деятельности. Имеется банк этих программ. О взаимодействии Гиагинского ЦДТ со школами, внедряющими ФГОС, рассказала директор учреждения М. А. Васильева. — Учреждения общеобразовательные и дополнительного образования не должны существовать друг без друга. В связи с проведением эксперимента по внедрению ФГОС второго поколения для начальной школы в СОШ № 4 администрацией ЦТД было проведено анкетирование родителей будущих первоклассников с целью выявления интересов детей. По результатам мониторинга кружки: "Школа здоровья", "Бальные танцы", "Бисерное плетение" были включены в эксперимент, — сообщила она.
В проекте федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения впервые в базисный учебный план включаются часы на внеучебную деятельность. Дополнительное образование становится неотъемлемой частью школьной жизни. Новые образовательные стандарты — это, безусловно, движение вперед, но если не будет четких ответов на вопросы, поставленные начальником управления образования, все надежды и чаяния учителей и родителей канут в Лету. Уже сегодня родители обеспокоены вопросами стоимости учебников, питания, условиями пребывания детей. Папы и мамы все чаще задаются вопросом: не станет ли внедрение ФГОС очередным финансовым бременем родителей?
О. Бурьянова.
Фото автора |