В станице Келермесской, заселенной 28 мая 1863 года казаки, сразу решили строить храм, названный в честь Покрова пресвятой Богородицы — Свято-Покровский. Первые службы вел священник из станицы Гиагинской — отец Василий Иванов. Станица Гиагинская была основана на год раньше, в 1862 году. В храмах велись церковные книги — аналоги сегодняшним ЗАГСам. В книгах указывалось кто, когда родился и кто родители, когда крестился. Велись записи кто, когда венчался в церкви и кто свидетели у жениха и невесты. Третья запись в книгах была о тех, кто умер, когда, кто родители (если ребенок) и причина смерти. Все книги проверялись раз в год благочинным. Поэтому священник и его помощники, дьяконы, псаломщики, причетники должны были быть грамотными, чтобы правильно вести записи. При храмах открывались церковные и церковно-приходские школы. Храмы и монастыри всегда считались "кладезями наук". Здесь собирали библиотеки, учили детей и взрослых. А священникам и монахам приходилось иногда выполнять роль врачей.
Человек должен во что-то верить. Идеология религии, советская идеология, идеология нацизма и других влияний на человека должна стоять на крепкой основе. Ведь без веры в будущее нет настоящего. Любая власть — это насилие над личностью. И чтобы это насилие оправдать, нам и нужна вера во что-то. В данном случае — в христианство. Да, Бог есть. Или какие-то Высшие Силы. Но это нужно довести до человека. вот перед церковью и ставится эта задача. Нужно привести человека к Богу. Привести — это мало, нужно, чтобы он не ушёл с избранного пути. Религия обязана поддерживать светскую власть. Ту власть, которая правит данным государством. Когда религия и власть не разделимы, то и государство от этого выигрывает. Оно становится крепким.
Из архивных документов, взятых из Ставропольского и Краснодарского краевых архивов, видно, что церковная и государственная власти работали и работают вместе.
В станице Келермесской в 1863-1865 годах была построена Свято-Покровская церковь. Деревянная. Малой вместимости. При строительстве исходили из того, что было. Потому что первопоселенцам нужно было строить себе дома, подсобные помещения: сараи, амбары, навесы. Копать колодцы. Обнести станицу частоколом и выкопать канавы вокруг станицы, поставить сторожевые вышки, чтобы неприятель не мог застать станичников врасплох.
Со временем станица разрасталась, крепла, казаки обживались, население прибавлялось. Появилась потребность в новом храме, более вместительном, чтобы пришедшие на службу могли поместиться внутри.
Ведомость о Свято-Покровской церкви станицы Келермесской Майкопского казачьего отдела Кубанской области за 1904 год говорит о том, что построена она в 1880 году старанием прихожан, освящена 18 мая 1882 года. Здание деревянное, с такою же колокольней, холодная, на каменном фундаменте, покрыта железом, для богослужения поместительная. Ограда вокруг церкви деревянная, высокая.
Престол в ней один — во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Утвари церковной достаточно. Причт с 26 января 1901 года положен: два священника, дьякон и два псаломщика.
Землю при сей церкви для пользования священно-церковно служителей по распоряжению Войскового начальства отвели из станичного юрта 7 1/2 десятины казачьего душевого надела. Из которых священники получат по 34 десятины, дьякон — 25 1/2 десятины, псаломщики — по 17 десятин. Земля находится в 10 верстах от станицы Келермесской, для хлебопашества удобна. Священник Василий Костинский, дьякон и псаломщики живут в своих домах. А священник Александр Подольский — на квартире.
На содержание первого причта получается из войсковой казны суммы в год 303 руб. 56 коп. Из коих священник получает 200 руб. 70 коп, дьякон и псаломщик — по 51 руб. 45 коп.
Содержание причта удовлетворительное. Церковный доход, состоящий в остатке на 1 января 1905 года — 2 руб. 64 коп. Капиталов, положенных в пользу церкви, нет.
(Продолжение следует). |