Главная » 2013»Ноябрь»26 » На школьной орбите. Мы разные, но мы вместе. * 27.11.2013 г. № 20 (10020)
На школьной орбите. Мы разные, но мы вместе. * 27.11.2013 г. № 20 (10020)
10:41
Сегодня в детской среде все большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью, все чаще проникают и в школу. Таким образом, воспитание у школьников толерантного отношения к окружающим становится одной из важнейших задач для школьных учителей. Что же такое толерантность? Толерантность — терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание — это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие — это положительное отношение к таким отличиям. Понимание — это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его. Проблему толерантности можно отнести к воспитательной. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. "Педагогика сотрудничества" и "толерантность" — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми из разных социальных слоев, с разным жизненным опытом и с небольшой активностью в общении у некоторых. В школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. Для школьников необычайно важны признание и одобрение со стороны взрослых людей, но также важно для ребенка как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников приводит к возникновению форм противоположного толерантному поведению у некоторых учащихся, что ведет к увеличению конфликтных ситуаций в классе. Поэтому цель воспитательного процесса в школе — научить правильно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. Таким образом, нужно стараться создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки. Следует отметить, что если в группе постоянно случаются конфликтные ситуации, то ребенок может искать другую, комфортную для себя группу. Чтобы этого не произошло, надо стараться увлечь ребят работой, заинтересовать каким-либо делом как в классе, так и в общешкольном мероприятии. В СОШ № 1 они проводятся регулярно. Так 16 ноября в День толерантности в школе прошло мероприятие под девизом "Мы разные, но мы вместе". Всю неделю ребята 6-11 классов готовились к конкурсу по нескольким номинациям: сочинение на тему толерантной культуры, арт-открытка и видеоролик или презентация с агитационным призывом к мирному сосуществованию. Учителя и классные руководители проводили различные беседы и уроки о толерантности. В гости к ребятам 7-х классов с беседой на тему "Свой среди чужих, чужой среди своих" пришла Мира Ибрагимовна Кусова, которая раньше преподавала в нашей школе, а сейчас находится на заслуженном отдыхе. Эти мероприятия помогли школьникам осознать существующие разногласия в обществе и понять, как найти выход и принять правильное решение в трудной ситуации. Очень интересно было узнать, как современные школьники понимают само понятие "толерантность". Оксана Бородуля, ученица 11 "А" класса: "В мире нет одинаковых людей. Мы все разные. Да, мы можем быть похожими внешне, у нас могут быть одинаковые взгляды на некоторые вещи, но все равно во всем быть схожими люди не могут". Аня Рябцева, ученица 6 "А" класса: "Моя семья всегда старается помнить, что мы разные, но мы вместе. Это помнили и советские солдаты, и офицеры, победившие в самой страшной войне — Великой Отечественной. В дни испытаний весь многонациональный народ СССР встал на защиту Родины. Но так не хочется, чтобы люди объединялись только в трудные годы. Ведь счастье, радость тоже можно переживать всем вместе". Очень интересную тему затронула ученица 8 "А" класса Диана Буграк — разжигание межнациональной розни в социальных сетях Интернета: "…Иногда споры (в социальных сетях) начинаются просто из "чистых" соображений, а иногда их специально раздувают так называемые интернет-тролли, желающие увидеть результат своих действий". Итоги подводились по сумме заработанных очков по всем трем номинациям. Победителем среди 6-7 классов стал 6 "Б" класс (классный руководитель О. И. Пахомова). А среди старшеклассников победу одержали учащиеся 11 "А" класса (классный руководитель В. И. Дранишникова). Победители были награждены призами, а призеры — почетными грамотами. Благодаря таким мероприятиям, в повседневную школьную жизнь вноситься немного доброты и уважения. А школа становиться территорией мира, вежливости и понимания. Е. Коханова. Старшая вожатая СОШ № 1.