Четверг, 27.06.2019
Дорогие земляки! Всегда рады видеть вас на нашем сайте! Давайте вместе делать нашу газету лучше. Пишите, делитесь впечатлениями, сообщайте интересные новости. Оставайтесь с нами!
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Новости загрузка новостей...
Главная » 2015 » Март » 6 » На конкурс "Во имя благополучия человека". Не покупай лишнего, или о потребительской культуре. * 7.03.2015 г. № 16 (10147)
На конкурс "Во имя благополучия человека". Не покупай лишнего, или о потребительской культуре. * 7.03.2015 г. № 16 (10147)
08:50

Благосостояние человека  превратилось в чрезмерное потребление. Потребление все более становится злопотреблением. Уже не до шуток.
Немецкое федеральное ведомство  по охране окружающей среды подсчитало количество предметов среднестатистического дома (квартиры) — примерно 10 тысяч.  Эта информация удивила далеко не всех россиян, которым была названа эта цифра. Многие  ответили: "У меня больше".
Использование ресурсов все более превращается в хищническую эксплуатацию природы. В своей книге "Во имя благополучия людей" главный врач ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РА" А. Х. Агиров пишет:
— Актуальны вопросы развития как потребительских обществ, так и уровня  отдельных потребителей. Очень важным  является воспитание среди населения  определенного "потребительского вкуса", то есть, потребительской культуры.
Культура влияет на все виды человеческой деятельности. Существует культура труда и быта, экономическая и социальная культура, культура семейных отношений и т. д.
Одним из видов культуры является культура потребления — это существующая в определенном обществе преобладающая форма использования членами данного общества всей совокупности потребительских благ. Она включает в себя убеждения о потребительских ценностях и нормах, которые регулируют потребление и привычки покупателей, возникающие при постоянном потреблении товаров, потребительские права и обязанности.
Культура потребления включает также в себя объективный и субъективный аспекты.
Объективный аспект культуры потребления включает в себя характеристики товара, условия его покупки, продажи, то есть то, что существует независимо от потребителя. Субъективный аспект отражает отношение индивида к товару и его свойствам, то, как человек воспринимает товар и переделывает его под свой вкус.
Потребительская культура человека может изменяться под действием некоторых факторов (например, при его переезде в другую страну на постоянное проживание).
Культуру потребления нельзя назвать устойчивым явлением. Она находится в постоянном процессе изменения и воспроизводства. Динамика культуры потребления проявляется в быстрой смене предпочтений, моды, потребительской корзины, в форме их подачи и интерпретации (часто престижные вещи быстро становятся старомодными и т. д.).
Нормирование культуры потребления состоит из определенных частей, таких как:
1) нормы — правила и образцы поведения, продиктованные человеку преобладающей в его обществе культурой;
2) идеалы — желаемые нормы, вызывающие восхищение, но недоступные в настоящее и ближайшее время;
3) образцы — образцы поведения, которые рекомендуются покупателю как наиболее желательные;
4) право — совокупность норм и образцов поведения, закрепленная в законодательных актах. За нарушение прав наступает ответственность, также закрепленная законодательством.
Права потребителей защищаются законодательством РФ. Наибольшее значение в этой области имеет Закон РФ  "О защите прав потребителей". В данном нормативном акте закрепляется право потребителя (покупателя) требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги). Потребитель имеет право по своему выбору потребовать от продавца безвозмездного устранения недостатков, уменьшения цены или замены приобретенного товара в том случае, если он оказался некачественным.
Давайте разберемся,  какова природа  непотребного потребления, в чем его опасность и нужно ли с этим бороться?
Итак. Из всех способностей  наших людей   далеко не на второй план  в последние годы  вышла покупательская способность.
 Предновогодние  ажиотажи  словно лакмусовый индикатор проявляют покупательское "сумасшествие", когда  в супер — и гипермаркетах  образуются  тележковые пробки.
Зрелище  в эмоциональном плане — не для слабонервных, а потому, может,  хотя бы  стать поводом для намерения  подумать  об  ответственном  потреблении.
Речь идет не только о выборе  товаров, которые  предлагаются  с минимальным  вредом  для  людей и окружающей среды,  о чем в статье  "О потребительском вкусе" пишет А. А. Агиров, но   об отказе от покупки лишних вещей, в частности.
Надо сказать, что в России  начинает расти число людей, которые отказываются от чрезмерного потребления и принципиально покупают меньше, чем могут себе позволить. К примеру, образуются фримаркеты  — самоорганизационные бесплатные ярмарки без денег, свободного непрямого обмена ресурсами,  вещами, которые надоели или стали ненужными, будь то книги, одежда, игрушки и другие мелочи. Участники   объединяются в соцсетях и  бесплатно обмениваются товарами и также бесплатно предлагают услуги.
Принцип фримаркета предельно прост: приносите то, что вам не нужно, забирайте то, что нравится.
Бесплатная ярмарка — это простые шаги, направленные на устойчивое развитие общества и окружающей среды. Фримаркеты руководствуются тремя базовыми принципами:
 Сокращение потребления и его осознанность — более ответственный подход к покупке новых вещей, переоценка роли уже существующих. Можно покупать и использовать гораздо меньшее количество вещей и ресурсов, при этом наша жизнь не станет менее комфортной.
 Повторное использование —  предметы, которыми мы перестали пользоваться, могут пригодиться другим людям. Бесплатный обмен вещами сокращает необходимость производить и покупать новые, помогает найти применение "устаревшим", тем самым замкнутая схема, в которой находится каждый товар, разрывается.
 Переработка — из большей части отходов можно произвести что-то новое и это также хорошее решение для сокращения потребления ресурсов.
Иными словами, фримаркет — это ликвидация в себе скупердяя, барахольщика и коллекционера ненужных вещей, которые авось еще пригодятся, но которые — все мы знаем! — будут лежать на антресолях. Бабушкины шубы, одежда из “секонда” и не подходящие по размеру шмотки, диски из радикальной юности, юбочки-рюшечки,  костюмы, вышедшие из моды, подшивка журналов, вся ценность которых лишь в их раритетности.
Прочитав эти строки, пользователь такого сайта  вряд ли оспорит их разумность.  Многие из наших  потребителей и сами не прочь  придерживаться разумных принципов. Но на практике…
А на практике, известно, что в больших городах сеть бесплатных ярмарок давно работает и развивается. До сельских районов они дойдут не скоро, если вообще дойдут…
Поэтому есть  возможность помочь  потребителям определиться в  разумности потребления.
 Для начала можно  прочитать хорошую книжку. Автор — человек, бросивший работу в крупной  PR-кампании и ставший  тренером  по экологичному образу жизни — Роман Саблин: "Зеленый драйвер. Код к экологичной жизни в городе" (Издательство "Зеленая книга". Москва.).  
Избыточное потребление  0Ч это и экологическая проблема. Эксперты утверждают,  что ежегодный объем  извлеченного и перемещенного сырья в расчете  на одного жителя Земли  в среднем составляет 50 тонн. В процессе его промышленной переработки  96 процентов превращается в отходы. Например, после  изготовления одного компьютера  остается  1,5 тонны отходов.
 От чего же можно отказаться?
К примеру, от избыточных средств  для уборки — кондиционеров для белья, средств  для мытья полов. Избавиться есть смысл от лишней одежды путем ее дарения.
Замечательный вариант — освободиться от  бумажного документооборота, заменив его электронным (этот опыт осваивается и в Центре  гигиены и эпидемиологии в РА).
 В сотни раз реже, чем привыкли, можно отказаться от одноразовых вещей (посуды, зажигалок, пакетов).  К сведению,  пластиковая тарелка  в естественных условиях  разлагается в течение от 100 до 1000 лет(!).
 Можно попробовать отказаться  от чрезмерного потребления, хотя бы  в качестве эксперимента.
Опять же, в целях возбуждения в себе чувства стыда за  свое  отношение к среде обитания,  следует побывать весной, да и не только весной, в лесном массиве  Гиагинского района, называемого "Улька".  Туда  весенним ветром  заносит  с  местных свалок тысячи  полиэтиленовых пакетов голубого цвета (и не только голубого). Издалека  их можно принять за   синие пролески, белые подснежники, жёлтые лютики или... Но, увы, это далеко не цветы.
А сколько мы выбрасываем на помойки, на берега рек  мусора, состоящего из ненужных нам  детских игрушек,  потерявших интерес подарков, книг.  Пора остановить этот поток.  Пора из потребительниц и злопотребителей   превращаться  в граждан.
И вот несколько советов.
В супермаркет ходи сытым. С пустым желудком  вероятность набить корзины  ненужными продуктами в разы выше.
Бери с собой только ту сумму денег, которую планируешь оставить в супермаркете.
Вместо  тележки возьми корзинку или две.
Приучай детей, которых берешь в магазин, к осознанным покупкам.
Не зомбируйся вывеской "скидка". Это не всегда то, что нужно.
Анализируй дома чек. Подумай, без чего можно было бы обойтись,
Заходи в магазин, когда ограничен во времени.
Если часто пользуешься услугами сетевых предприятий торговли, приучай себя к мысли, что супермаркет всего лишь магазин, почаще забегай в него по мере надобности с мелочёвкой в кармане (100-200 рублей) и покупай одну, понадобившуюся в настоящий момент времени вещь или продукт.
У  нас не так много времени, чтобы изменить общественное пространство и  из общества потребления  стать обществом  здоровых физически и нравственно  граждан.
Г. Шовгенова.

Просмотров: 109 | Добавил: Sat | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 266
Советская Адыгея
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Новости загрузка новостей...
    Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный хостинг uCoz